Статьи

ulab

Анатолий Костин. Обзор конференции «Человеческий фактор в авиации и космонавтике»

13-15 июня 2007 года в древнем селе Ярополец под Волоколамском прошла 3-я конференция по проблемам человеческого фактора в авиации и космонавтике, которая собрала как ветеранов отечественной эргономики, так и молодых исследователей. Несмотря на то, что проблемы юзабилити на конференции фактически не рассматривались, её родовая связь с эргономикой делает интересным понимание ситуации в данной отрасли. Это тем более значимо, если помнить, что именно в авиации и космонавтике эргономика получила своё основное развитие.

Большинство докладов на конференции условно можно разбить на три группы:



  • эргономические проблемы создания новых средств отображения информации

  • проблемы психофизиологического и функционального состояния летчиков

  • инженерно-психологические проблемы проектирования и анализа профессиональной деятельности


Эти доклады соответственно представляли инженеры-эргономисты, авиационные врачи и психологи.


Доклады первой группы касались особенностей тех или иных авиационных приборов. При этом обсуждались как традиционные проблемы, например, принципы создания авиагоризонта (вопрос, что лучше: вид с самолета на землю или с земли на самолет?), так и новые проблемы, связанные с переходом на жидкокристаллические дисплеи как основное средство индикации в кабинах современных самолетов. В одном докладе даже излагалась идея «рече-визуального интерфейса», что для авиации можно считать экзотикой.


Подходы к анализу психофизиологического и функционального состояния были главным образом традиционные и основывались на анализе психофизиологических показателей для оценки нагрузки и напряженности деятельности. Данные критерии использовались в разных аспектах, в том числе для оценки эффективности деятельности летчиков и уровня их профессиональной подготовленности. Такую позицию можно считать устаревшей, т.к. хотя летчик и действует в сложных полетных условиях, особенно при перегрузках, но его профессионализм определяется не столько физической выносливостью, сколько процессами мышления.


Доклады последней группы были относительно малочисленны и разнонаправлены. В них обсуждались проблемы необходимости перехода к социально-ориентированному проектированию сложных авиационных и космических комплексов, которые в совокупности с наземными службами управления представляют уже социо-технические сети; тенденции в автоматизации процессов управления в авиационно-космической сфере и их порочность с психологической точки зрения; различные методы психологического анализа профессиональной деятельности летчиков и космонавтов и т.д.


На конференции много говорилось о необходимости возрождения и интенсивного развития отечественной эргономики, так как именно «человеческий фактор», а точнее, человек, во многом определяет безопасность полетов на самолетах, пассажирами которых являемся все мы, в том числе и юзабилисты. Оказалось, что предпосылки к этому есть: разрабатывается большая государственная программа эргономических исследований, в некоторых фирмах создаются или расширяются эргономические службы, увеличивается и число студентов, обучающихся по данной проблематике. Посмотрим, насколько эти ожидания сбудутся.