Статьи

ulab

Дмитрий Сатин. Доступность информации людям с ограниченными возможностями

Общедоступность (accessibility) информации для всех людей – понятие, получившее распространение в США, Великобритании и Европейском Союзе, благодаря принятию в этих странах законов, требующих равных прав для людей в получении доступа к информации, независимо от физических и когнитивных затруднений, которые они могут испытывать в связи с временными или хроническими нарушениями и болезнями.

Общедоступность, как принцип разработки и поддержки информационных систем, направлено на снятие барьеров и обеспечение доступом к информации каждого человека, пользующегося информационными технологиями.


Такими барьерами могут быть, например:


  • Ухудшение и нарушения:

    • Зрения
    • Слуха
    • Моторики

  • Сложности в обучении
  • Речевые и когнитивные нарушения

Эти барьеры могут возникать в результате старения, болезней, или они могут иметь врожденную природу.


Людей с такими нарушениями называют «ограниченными» (disabled), что само по себе является определенной дискриминацией со стороны «неограниченных» людей. Нелепость этой дискриминации проявляется в том, что любой человек может стать «ограниченным» из-за неожиданной травмы или болезни, или в силу переутомления.

Игнорирование проблем, возникающих при использовании информационных технологий людьми с ограничениями – вопрос не только этического плана. Эгоцентрическое безразличие к этим проблемам само по себе является «близорукостью» и недальновидностью, т.к. упущенные из виду проблемы неизбежно вернутся к каждому вместе с ограничениями, которые возникают с возрастом.


Упомянутые законы и акты, поддерживающие принципы общедоступности, требуют того, чтобы компании, предоставляющие информационные услуги, предпринимали разумные меры по уменьшению трудностей использования их услуг людьми с ограниченными возможностями. Незаконным признается отказ от предоставления услуг таким людям. Всё это касается в первую очередь публичных web-сайтов, предоставляющих сервис широким массам пользователей.


Забота о людях с ограниченными возможностями и защита их прав на получение доступа к информации – государственные задачи, которые можно отчасти решить установлением законов, требующих соблюдения принципов общедоступности компаниями-разработчиками, работающих над государственными заказами. Например, создание сайтов правительства и органов власти различных уровней, создание информационных систем для государственных служащих и граждан, обращающихся в государственные органы. Подобным образом эту проблему решают в США, где с 1998 года действует 508-ая часть Акта о Реабилитации, подписанная президентом Клинтоном.


И хотя действие таких актов не распространяется на частный сектор, существуют инициативы, вовлекающие разработчиков и сервис провайдеров бизнес сектора. Такова, например, инициатива консорциума W3C – Web Accessibility Initiative, устанавливающая стандарты разработки web-ресурсов так, чтобы они были доступны людям с ограниченными возможностями.


Несоблюдение этих стандартов и правил вызывает различные затруднения. Так фотографии и иллюстрации, не содержащие поясняющих надписей, или видео ролики, которые не сопровождаются необходимыми пояснениями, не будут понятны слабовидящим или полностью слепым людям. А недостаток совместимости дизайна web-страниц с программами, которые могут читать вслух их содержание, делает полностью невозможным использование web-сайтов людьми, с нарушениями зрения.


Для людей же с нарушениями движений пальцев и рук важным является клавиатурная поддержка функций, так как взаимодействие с такими манипуляторами как мышка, значительно сложнее, чем использование клавиатуры. При этом используемые сочетания клавиш должны позволять работать одной рукой. Человек с обездвиженной, например, вследствие перелома, рукой будет испытывать серьезные затруднения при необходимости нажать Ctrl+Alt+Del на ноутбуке, у которого клавиши Ctrl и Alt не дублируются в правой части клавиатуры, где располагается кнопка Del.


Для людей с ограничениями или нарушениями слуха будет абсолютно бесполезным аудиозапись, которая не сопровождается текстовой транскрипцией.


У людей с когнитивными нарушениями (например, внимания, памяти и воображения) трудность будет вызывать нестабильность (неконсистетность) навигационной модели сайта. У людей с речевыми нарушениями проблемой окажется использование сайтом неоправданно сложного языка изложения материала и отсутствие иллюстраций.


Существует множество разработок, облегчающих доступ людям с ограничениями:


  • Дисплеи Брайля, позволяющие читать текст на ощупь
  • Программы, читающие тексты вслух
  • Экранные «увеличительные стекла»
  • Программы распознавания речи, позволяющие управлять компьютером голосом


Все эти разработки могут быть эффективными только, если разработчики web-ресурсов уделяют внимание и направляют усилия на то, чтобы обеспечить совместимость с этими программами и устройствами.


Без должного внимания к проблемам людей с ограничениями разработчики и дизайнеры совершают простые и незначительные с их точки зрения допущения, как например, установить фиксированный размер шрифта, которые оборачиваются неоправданными затруднениями для слабовидящих людей, оказывающихся лишенными простой возможности увеличить размер шрифта, чтобы облегчить чтение и восприятие текста.


Отношение к людям с ограниченными возможностями характеризует нацию, её культурный уровень и ценности. Это отношение зависит от ценности человека и его жизни для общества.


Ориентация на общедоступность требует изменения структуры ценностей нации, что само по себе кажется труднодостижимым. Однако опыт развития информационных технологий показывает, что меньшинство, к которому относятся разработчики этих технологий, способно влиять на образ жизни, мотивацию и структуру потребностей пользователей и, как следствие, общества в целом.


В связи с этим переориентация разработки на общедоступность становится более достижимой, и должна реализовываться через популяризацию и продвижение существующих стандартов accessibility, а также переоценку процессов разработки с целью их улучшения.

Для российского Интернета первым и очень значительным шагом стала бы оценка и доработка таких востребованных сервисов как: электронная почта (например, mail.ru), поисковые системы (например, yandex.ru), новостные ленты (например, rbc.ru), и т.д. Тенденции, которые обозначат наиболее популярные ресурсы, должны будут изменить отношение к вопросам общедоступности большинства Российских Интернет проектов.