Статьи

ulab

Технологии рекрутирования участников юзабилити тестирования

Рекрутирование участников тестирования – важный этап юзабилити-тестирования, поскольку от правильного подбора участников зависит валидность результатов тестирования. Каждый, кто когда-либо проводил юзабилити-тестирование, сталкивался с проблемой рекрутирования испытуемых. Мы создали специализированный инструмент для рекрутирования испытуемых и приглашаем всех принять участие в бета-тестировании.

| Видеозапись доклада на юзабилити семинаре UPA Russia |

Михаил Коцик, UsabilityLab

Рекрутирование участников тестирования – важный этап юзабилити-тестирования, поскольку от правильного подбора участников зависит валидность результатов тестирования. Каждый, кто когда-либо проводил юзабилити-тестирование, сталкивался с проблемой рекрутирования испытуемых. Конечно, в качестве испытуемых можно использовать своих коллег, знакомых, родственников, но, поскольку они не всегда будут входить в целевую аудиторию тестируемого продукта, невозможно гарантировать репрезентабельность тестирования. По определению ISO 9241-11, юзабилити — «cтепень, в которой продукт может быть использован определёнными пользователями при определённом контексте использования для достижения определённых целей с должной эффективностью, продуктивностью и удовлетворённостью». Поэтому лучше искать людей, удовлетворяющих определенным критериям. Для этих целей используются различные средства. В некоторых проектах, специалисты пользуются услугами специальных агентств (которые занимаются подбором испытуемых для маркетинговых исследований), в других же, наоборот, занимаются набором испытуемых самостоятельно. В этой статье речь пойдет именно о самостоятельном подборе участников тестирования.

В своей статье «Recruiting Test Participants for Usability Studies» Якоб Нильсен пишет, что при самостоятельном подборе испытуемых, на поиск одного испытуемого уходит в среднем от 1,15 до 2 часов. При этом, как он отмечает, нужен специальный человек, который занимался бы этим. Это обусловлено тем, что потенциальных участников нужно обзванивать, договариваться с ними об удобном для них времени, следить, чтобы сессии тестирования не пересекались и, в промежутке между сессиями, было время подготовить все необходимое.

Для подбора участников тестирования удобно использовать системы анкетирования, различные опросники и т.д. В своей работе, мы также сталкивались с этой задачей и решали ее различными способами. В конце концов, мы решили создать специализированный инструмент для рекрутирования испытуемых. Свою систему мы назвали «Скринер». В маркетинговой лексике, слово «Screener» означает вопрос, который используется для отбора подходящих респондентов. Концепцию системы мы позаимствовали у компании Ethnio. Перед началом разработки, мы создали упрощенную модель Скринера и, опробовав ее в действии, обнаружили очень высокую эффективность. Например, в одном из проектов, во время проведения удаленного тестирования (Скринер работал на сайте, который мы тестировали), нам хватало 20 минут работы Скринера, чтобы получить больше сотни анкет, из которых было отобрано около 10 потенциальных испытуемых. Как только мы дозванивались до человека, заполнившего анкету, мы выключали показ объявления и начинали сессию тестирования.

Скринер состоит из трех модулей:

  1. Объявление, которое размещается на сайте.
  2. Анкета.
  3. Административный модуль.

Работа скринера

1. Объявление

Пример объявления

Объявление с предложением принять участие в юзабилити-тестировании встраивается в страницы сайта заказчика. В нем кратко описывается, что нужно будет сделать и какое вознаграждение получит участник тестирования. У пользователя есть возможность закрыть объявление или согласиться принять участие в тестировании. Когда пользователю показывается объявление, ему в браузер записывается cookie, и независимо от того, какое действие он выберет, объявления второй раз он не увидит. Если пользователь соглашается принять участие в тестировании, ему в новом окне открывается анкета.

2. Анкета

Пример анкеты

Анкета, которую заполняет потенциальный участник тестирования, состоит из двух блоков вопросов:

  • Общие вопросы: имя, возраст, город, email, телефон пользователя.
  • Вопросы для определения принадлежности пользователя к целевой аудитории тестирования. Здесь могут быть любые вопросы, но желательно, чтобы их было не очень много. На картинке представлен очень простой пример, в реальности, особенно для сложных проектов, вопросов может быть больше десяти

После заполнения анкеты открывается страница благодарности. Ответы записываются в базу и отсылаются по email на адрес тех, кто отвечает за наём участников тестирования.

3. Административный модуль

В административной части Скринера, можно просмотреть заполненные анкеты, отредактировать вопросы и варианты ответов на них, изменить настройки проекта.

Список проектов

Список проектов

Когда мы заходим в административный модуль Скринера, то видим список проектов, к которым у нас есть доступ. Здесь можно просмотреть основные параметры проектов, перейти на страницу с анкетой, а также перейти к настройкам проекта.

Выбрав один из проектов, мы видим результаты заполнения анкет. Здесь можно посмотреть, кто заполнял анкету, и как он отвечал на вопросы. Эти данные позволяют выбрать наиболее подходящих участников, и сразу же связаться с ними, чтобы пригласить их на тестирование

Собранные данные

Сверху находится меню для перехода между разделами. Каждый раздел содержит соответствующие параметры выбранного проекта.

В разделе «Конструктор анкеты», мы можем редактировать вопросы и варианты ответов на них.

Конструктор анкеты

В разделе «Настройки проекта», можно изменять Email, на который приходят заполненные анкеты, кодировку объявления (возможные варианты: UTF-8, Windows-1251, KOI8-R), тексты анкеты и страницы благодарности, HTML-код объявления. Здесь же можно включить и выключить показ объявления и установить лимит количества заполненных анкет. Лимит анкет удобен в том случае, когда объявление вывешено на популярном ресурсе и очень большое количество людей заполняют анкеты. В этом случае можно установить желаемое количество анкет, получив которое Скринер выключится.

Настройки проекта

Мы хотели бы объявить о начале бета-тестирования Скринера, в котором могут принять участие все желающие. Для этого вам нужно написать письмо по адресу info@usabilitylab.ru.

Видеозапись доклада на юзабилити семинаре UPA Russia