Статьи

Дмитрий Сатин на конференции в Иркутске

Дмитрий Сатин: Юзабилити-консалтинг. Часть 1 — Make it better!

В четверг 6 сентября 2012 года я выступал на конференции Интернет-консалтинг. Редкий случай, я выступал без презентации, изредка поглядывая в конспект, который я набросал по дороге. Помимо радости живого общения с людьми у меня осталась исходная шпаргалка, из которой я решил сделать статью. Похоже, она получится из нескольких частей.

Это первая часть, посвященная конфликту интересов, в котором находятся разработчики, и тому сколько компании тратят на качество продукта и сколько — на продвижение продукта.

Сегодня по словам организаторов конференции у нас подготовленная публика. Спикеров просили не разжёвывать прописные истины, а говорить по сути.

Для меня это означает, что начинать нужно не с юзабилити, а с того, как мы понимаем эту самую суть. За шесть лет работы на рынке услуг мы несколько раз пытались выразить свою суть в девизе, а иногда даже в слогане нашего бренда.

С вами вместе я пробегусь по истории выбора — основного сообщения, которое мы транслируем рынку. Эта эволюция будет продолжаться постоянно, потому что нужно всё время проверять те ценности, на которых ты основываешь своё служение клиентам.

Эта история началась в 2006 году. Тогда бренд USABILITYLAB только формировался. В этом процессе нам помогал Дениел Доунс, американец по происхождению, PR-специалист, работавших в холдинге, в котором мы появились. Он не говорил по-русски, поэтому первый слоган у нас был английским.

Make it better!

Нам понравилось, потому что местоимение it в этом контексте читалось, как IT — информационные технологии. Делай айти лучше!

Теперь, когда я думаю об этом слогане, у меня возникают вопросы, которых раньше не было:

  • лучше, чем кто?
  • этот кто-то плохой, а мы призываем его быть лучше?

Мне понятно, кому мы адресовали это сообщение — разработчикам и руководителям проектов разработки программного обеспечения. Мы тогда думали, что они станут нашими основными заказчиками.

Но этого не произошло. Похоже, что разработчики находятся в состоянии конфликта интересов между качеством продукта и ресурсами (время, деньги, люди), которые им выделяются.

Это, по правде говоря, забавно. Потому что бюджеты разработки ничтожно малы по сравнению с теми средствами, которые бизнес потратит на продвижения продукта.

Один из первых проектов, который у нас случился, когда мы стали вести бизнес, был российский сайт знакомств (теперь он уже не существует).

Перед проектом мы вели переговоры. Работу по юзабилити-тестированию мы оценили всего в 3000 долларов. Клиент при этом выразил недовольство большой стоимостью и попросил скидку.

Пока мы размышляли, как поступить, кто-то из наших сотрудников заметил, что этот сервис разместил рекламный баннер в ICQ. Мы поинтересовались расценками на эту рекламу, и были поражены — сумма, которую клиент не хотел выделять на контроль качества, была ничтожной малой по сравнению со стоимостью рекламы.

Если я ничего не путаю за давностью лет, затраты одного дня рекламы превышали бюджет всего проекта по юзабилити-тестированию!

За прошедшее с того момента время я сделал следующие выводы:

  1. Бизнес привык много тратить на рекламу. Реклама стала рутинной, о ней не долго думают, прежде чем её оплатить.
  2. Согласно нашим наблюдениям, в компанию обращаются чаще всего люди, в должности которых есть слово директор.
  3. Это значит, что юзабилити не стала (и может быть, не станет) рутиной, которую директора делегируют менеджерам.
  4. Это означает, что нет стереотипов и сформированных ожиданий, сколько могут и должны стоить услуги юзабилиста.

Но не будем о грустном, а будем о смешном. На разработке продукта и управлении его качеством компания пытается экономить, ставя разработчиков в безнадежные условия (вспоминаю определение безнадежных проектов по Эдварду Йордану).

И после того как продукт кое-как разработан, компания начинает вбухивать деньги в рекламу и продвижение, суммы совсем другого порядка!

На этом пока прервёмся. В следующей части обсудим то, что на самом деле нужно клиенту юзабилиста. Подпишитесь на обновления блога по email.