Как улучшить поиск по интернет-магазину

12 июля 2018
12 Июль

Этот текст основан на статье Nielsen Norman Group, всемирно известных экспертов в области юзабилити и UX. Раз в несколько лет они исследуют успешность поиска на сайтах электронной коммерции и делятся результатами в своем блоге. Последнее исследование было проведено в 2017 году. Специально для вас мы прочитали статью с его описанием, перевели ее и сформулировали практические выводы, которые помогут вам улучшить поиск на собственном сайте.

Поисковые алгоритмы

Поддерживайте оператор расширенного поиска «кавычки»

NNGroup пишут, что большинство посетителей интернет-магазинов не умеют пользоваться операторами расширенного поиска. Если они захотят найти игрушку для кошки, то не будут вводить в поисковую строку запрос «кошка И игрушка», чтобы увидеть в выдаче все товары, в описании которых есть оба ключевых слова. Поэтому поддерживать подобные сложные поисковые запросы не обязательно.

Кавычки — единственное исключение. Если заключить фразу в кавычки, то поиск будет вестись по полному совпадению с фразой. Такой оператор используется в поиске Google, и широко известен среди продвинутых пользователей интернета.

Автоматически сортируйте результаты в выдаче по степени совпадения с запросом

В поисковой выдаче должны быть видны в первую очередь те товары, которые удовлетворяют всем или большинству ключевых слов запроса.

Пример. В предыдущих исследованиях пользователи сайта The Container Store жаловались на неточные результаты поиска на сайте. Один пользователь хотел приобрести комплект контейнеров для хранения из нержавейки с прозрачной крышкой. По запросу «сталь стекло контейнер» он получил в выдаче ёршики для унитаза и стеклянные банки. Пользователю пришлось переформулировать поисковый запрос несколько раз, но безуспешно.

Проблема поисковой системы на сайте заключалась в том, что в выдаче отображались все товары, которые удовлетворяли хотя бы одному слову запроса («сталь», «стекло» или «контейнер»), не отсортированные по степени совпадения с оригинальным запросом. Товар, соответствовавший всем трем ключевым словам,  мог находиться в любом месте списка, не обязательно в начале. Впоследствии сайт обновил поисковый алгоритм: теперь в начале выдачи можно было видеть товары, соответствующие всем или большинству ключевых слов запроса.

 

Улучшенная выдача на сайте containerstore.com: первый же результат по запросу steel and glass canister соответствует потребности пользователя

При сортировке выдачи по оценке товара учитывайте ее взвешенное, а не среднее значение

Сортируя товары по средней оценке покупателей, пользователи не хотят видеть товары с единственной оценкой, даже если это 5 звезд. Люди не хотят наткнуться на заказной обзор, и средняя оценка товара, основанная на паре-тройке отзывов, вызывает у них подозрения. При сортировке по взвешенной оценке продукт со средней оценкой 4,9 из 5 и с 342 отзывами будет расположен выше, чем продукт со средней оценкой 5 из 5 и 3 отзывами. Таким образом пользователь сможет получить объективное представление о популярности и качестве товара.

Оформление и положение поисковой строки

Отображайте поисковую строку в одном блоке с навигационным меню в шапке сайта

Такое расположение поисковой строки встречается на многих сайтах, поэтому пользователи уже знают, куда смотреть, чтобы найти ее. К тому же отображение поисковой строки в одном блоке с навигационным меню решает множество проблем, например, с ее отсутствием на некоторых страницах сайта и необходимостью дополнительно повторять ее на странице выдачи.

 

                                   На сайте Wildberries большая и хорошо заметная поисковая строка находится прямо в шапке сайта

Отображайте на экране поисковую строку и иконку лупы

Когда посетители сайтов интернет-магазинов хотят воспользоваться поиском, они ищут взглядом широкое пустое поле или иконку лупы. При этом явно подписывать поисковую строку и называть ее «Поиск» больше не обязательно, хотя и не помешает.

Многие сайты в версиях для смартфонов успешно используют иконку лупы и не показывают саму строку, что позволяет им экономить место на экране. Но если продажи на вашем сайте зависят от поиска, лучше отображать поисковую строку сразу, даже на маленьких экранах. Тем более это актуально для ПК-версий сайтов, где места на экране более чем достаточно. Используйте пустое поле с кнопкой «Найти» или иконкой лупы. Поле должно быть заметно на каждой странице.

Сужение результатов поиска

Не используйте расширенный поиск и поиск по категориям, если вы не Amazon

Раньше многие интернет-магазины использовали функции расширенного поиска и поиска по категориям, чтобы помочь пользователям сокращать количество товаров в выдаче. Однако на самом деле люди не пользуются расширенным поиском и часто путаются в поиске по категориям, поэтому постепенно эти функции вышли из моды.

Такие продвинутые способы поиска сейчас остались только на тех сайтах, где они действительно полезны. Это либо сайты с особыми сценариями поиска, вроде eBay, либо интернет-магазины с огромным количеством товаров, такие, как Amazon и Wal-Mart.

 

        Поиск по категориям уместен на сайте Avito, так как на нем представлен широкий диапазон различных категорий товаров

 

В остальных случаях лучше использовать фасетный поиск. Его ключевое отличие от поиска по категориям заключается в том, что пользователи сужают выборку товаров ПОСЛЕ того, как получили выдачу по поисковому запросу, а не ДО.

Используйте фасетный поиск

Фасетный поиск позволяет пользователям сократить результаты поиска с помощью фильтров, основанных на атрибутах товаров, которые пользователи рассматривают. Если раньше фасетный поиск был приятным дополнением в интернет-магазине, то сейчас пользователи так привыкли к нему, что ищут его на сайте и выражают недовольство, если его нет. Сейчас e-commerce сайты без фасетного поиска — скорее исключение, чем правило.

 

                              Фасетный поиск на сайте интернет-магазина «Утконос»: фильтры слева позволяют сузить выдачу

 

Автодополнение в поисковой строке

Поддерживайте функцию автодополнения

Функция автодополнения заключается в том, что по мере набора слова в поисковой строке пользователь видит рекомендованные запросы в выпадающем списке. Если запрос из списка подходит пользователю, то это экономит его время силы, а также помогает избежать опечаток и других ошибок.

Функция автодополнения присутствовала на большинстве изученных NNGroup сайтов. При этом исследование показало, что пользователи выбирали варианты из списка предложенных не так уж и часто — всего в 23% случаев. Как правило, они просто продолжали вводить свой запрос.

Тем не менее, автодополнение полезно. Даже если пользователи не выбирают вариант из списка, они могут увидеть и понять, какие товары доступны на сайте, и что ищут другие покупатели./p>

Поддерживайте расширенное автодополнение

Поиск с автодополнением, содержащий рекомендованные товары, фотографии и другой контент помимо списка запросов — тренд, набирающий популярность на некоторых e-com сайтах. Он появился лет пять назад, но быстро исчез, а сейчас вернулся в новой форме, напоминающей мегаменю — выпадающее поле с рекомендованными вариантами запросов занимает довольно значительное место на экране.

 

                                                                 Поиск с расширенным автодополнением в интернет-магазине «Лабиринт»

 

Исследования NNGroup показали, что эта функция лучше всего работает на сайтах с разнообразными категориями товаров или с товарами, сильно отличающимися друг от друга визуально.

Основные проблемы поиска

Ключевые проблемы, затрудняющие поиск на сайте:

  • незаметная функция поиска: например, скрытая за маленькой иконкой лупы на большом экране или в меню-гамбургере мобильной версии сайта;
  • недостаточно «умная» поисковая строка, неспособная обрабатывать опечатки, ошибки или синонимы к ключевым словам запроса;
  • нестандартное отображение результатов (переключение между страницами, сортировка, фильтрация);
  • непродуманные фильтры (нерелевантные атрибуты, плохая функциональность, пустые результаты).

Как компания USABILITYLAB может помочь улучшить поиск на сайте вашего интернет-магазина

На этом мы заканчиваем анализировать статью NNGroup. Надеемся, она была полезна для вас.Если вы хотите оценить или улучшить поиск на вашем сайте, обратитесь к нам. Мы проведем юзабилити-тестирование вашего интернет-магазина. Для юзабилити-тестирования мы привлечем представителей вашей целевой аудитории. Они будут работать с вашим сайтом под наблюдением нашего эксперта. Наша лаборатория оборудована односторонним зеркалом, так что вы тоже сможете присутствовать на тестировании и видеть всё, что делают респонденты. По результатам тестирования мы сделаем выводы о том, насколько поиск на вашем сайте соответствует потребностям пользователей и сформулируем рекомендации по его улучшению, которые вы сможете передать своим разработчикам.

Чтобы больше узнать о наших услугах, оставьте заявку на нашем сайте

Подписывайтесь на наш Телеграм, чтобы не пропустить выход новых полезных статей!

Россия
129085, г.Москва, ул. Годовикова д.
9, стр. 2, подъезд 2.1, офис 2.22