Статьи

ulab

Как Leap Motion и Google Glass изменят виртуальный мир?

Эта статья – попытка заглянуть в будущее веб-интерфейсов, понять, как они будут меняться с внедрением  устройств, позволяющих взаимодействовать с трехмерным пространством. Это гипотетический сценарий, и вы можете с ним не согласиться. Но он основан  на существующих трендах и статистике и будет интересен дизайнерам, стремящимся  заглянуть в будущее.

Ссылка на источник

В связи с недавним появлением Google Glass и релизом Leap Motion 22 июля (о Leap Motion мы расскажем ниже), стало очевидно: наша привычка считать мышь и плоский экран основными способами взаимодействия пользователя с веб-интерфейсом устаревает буквально на глазах.

На протяжении 40 лет,  с момента появления персональных компьютеров, способы взаимодействия с ними ограничивались использованием мышек, клавиатур, в некоторых случаях – стилусов, а в последние 6 лет – тачскринов.

Однако новые устройства управления, такие, как Leap Motion Controller дают нам возможность с почти пиксельной точностью взаимодействовать с трёхмерным пространством. А это значит, что наши экраны уже скоро станут меньше похожи на плоские страницы и больше – на окна в реальный трехмерный мир. Чтобы убедиться в этом, взгляните на это  минутное видео о Leap motion.

Несомненно, скоро и другие компании выпустят аналогичные разработки. Легко увидеть, что виртуальный мир стремительно выходит за пределы двухмерного пространства экрана.

В этой статье мы заглянем в будущее на 5-10 лет и посмотрим на мир, где Google Glass, Leap Motion и другие подобные технологии стали такой же частью ежедневной жизни, как смартфоны и компьютеры сейчас. Мы обсудим новую парадигму взаимодействия между человеком и компьютером.

Цель этой статьи – начать дискуссию среди юзабилистов и  дизайнеров, стремящихся заглянуть в будущее.  Цель дискуссии — понять: как будет меняться мир, когда большая часть людей начнет взаимодействовать с компьютерами в трёхмерном пространстве.

Для начала

В 2007 году,  когда появился первый смартфон, многие считали, что это  — «игрушка» для гиков и бизнесменов. Но теперь, в 2013 (всего 6 лет спустя) вы вряд ли найдёте в развитых странах человека, не проверяющего время от времени почту или твиттер с телефона.

Разговор о контроле движений, 3D-взаимодействии и  Google Glass может казаться преждевременным. Но если мобильная революция чему-то нас и научила, так это тому, что люди жаждут быть на связи, не оставаясь привязанными к стационарному устройству.

Чтобы понять, как изменится user experience (UX),  рассмотрим возможность того, что в будущем «социальное» и «утилитарное» взаимодействие человека с виртуальным миром будет проходить в разной среде. В будущем люди будут использовать десктопные компьютеры в основном для утилитарных (рабочих) целей, в то время как социальное взаимодействие будет происходить в виртуальном слое, наложенном на реальный мир (благодаря Google Glass). О приближении этого говорят следующие факты:

Единственное препятствие для этого тренда заключается в том, что у нас на данный момент нет технологии, которая позволила бы по-настоящему объединить реальный и виртуальный миры. Но я забегаю вперёд.

Десктоп

На данный момент, UX десктопных компьютеров не может создать настоящего погружения в виртуальный мир. Для любого взаимодействия с объектом на экране,  в реальном мире нам приходится перетаскивать кусок пластика (мышь) по плоской поверхности. Это привычно, но, если вдуматься, довольно неестественно. Десктоп – это среда, где вы можете взаимодействовать в один момент времени только с одной частью экрана.

Конечно, вы можете создать иллюзию трёхмерности с помощью выпадающих теней и эффекта параллакса (параллакс-скроллинг – эффект, когда во время прокрутки страницы сайта вниз несколько различных элементов, находящихся на этой странице, двигаются с разной скоростью, что создает эффект трехмерного пространства). Но это не изменит того факта, что человек может взаимодействовать только с одной частью экрана одновременно.

Именно поэтому Leap Motion-контроллер – это революция.  Он позволяет взаимодействовать с виртуальной средой, используя все десять пальцев и предметы реального мира в трёхмерном пространстве. Это такое  же важное новшество для компьютеров, каким джойстики в свое время стали для видеоигр.

Сдвиг  в способах, которыми мы взаимодействуем с компьютером

Чтобы понять, насколько изменятся правила игры, вернёмся к истокам. Один из основных тестов на UX и искусственный интеллект для любой новой платформы – это игра в шахматы.

шахматы

При игре в шахматы благодаря контроллерам движения и вебкамерам вы сможете «дотянуться» и взять фигуру, а также как и посмотреть, как ваш друг делает следующий ход

В игре "Симс", вы уже  можете "передвигать" мебель собственными руками

В игре «Симс», вы уже можете «передвигать» мебель собственными руками

В системах компьютерного проектирования CAD-дизайнеры могут «физически» манипулировать компонентами, используя для этого обе руки (а потом отправлять дизайн на 3D-принтер, чтобы «распечатать» прототип).

Помешать распространению подобных технологий может отсутствие полноценной тактильной обратной связи. Но исследования в  этой сфере уже сейчас позволяют разработчикам  создавать такую связь, коррелирующую с тем, что человек делает в виртуальном мире.

Через некоторое время такой уровень 3D-интерактивности коренным образом изменит наши способы взаимодействия с десктопами.

Подумайте об этом: десктопный компьютер (ноутбук) – прекрасное, спокойное, закрытое от внешних воздействий место для того, чтобы делать сложную работу, требующую длительного внимания (написание текстов, обработка фото и видео, программирование или онлайн-учеба). При этом 3D-технологии, описанные выше, не особенно нужны для обычных социальных взаимодействий – общения в фейсбуке либо чтения новостей, которые  становятся всё более мобильными.

Итак, когда через десктопы станет доступным интерактивное 3D-взаимодействие, сложно представить, что люди захотят использовать его для тех же целей, что и экран мобильного устройства.

Как же будет выглядеть типичный опыт взаимодействия с десктопом?

Представьте себе кулинарный сайт для людей, которые не умеют готовить

Здесь можно будет размещать не видеоролики или рецепты с непонятными инструкциями, а полноценную симуляцию, погружающую в процесс, где  виртуальный инструктор учит вас создавать блюдо  — от подготовки до подачи на стол.  На таком уровне взаимодействия со средой достойной задачей для дизайнеров станет поместить пользователя в  виртуальную кухню, которая будет выглядеть настолько же убедительно, как  и его собственная.

Вам не нужно будет кликать и перетаскивать иконку, обозначающую сахар.  Вы  сможете «дотянуться» своей виртуальной рукой и взять пальцами кусочек сахара-рафинада, таких же размеров, как и настоящий.  А вместо клика на «смазать кастрюлю» вы будете на самом деле нажимать на кнопку аэрозоля.

Институт технологий Токио уже создал такую симуляцию. Так что перенос опыта на экран только вопрос времени.

 

UX будущих «трехмерных» экранов связан со симуляцией физического взаимодействия и созданием реалистичной виртуальной среды. Для этого будет использоваться отслеживание движений головы, тела и глаз.  Интуитивные 3D-интерфейсы будут базироваться на html5 и WebGL.

Если не брать очевидные примеры, такие как CAD и программы для рисования, то парадигма  UX и дизайна интерфейсов  с проникновением 3D-технологий изменится. Причем в направлении, которое сейчас даже сложно представить.

Правда, остается нерешенной следующая проблема. Пока не существует набора чётко определённых жестов для того, чтобы взаимодействовать с 3D- интерфейсами. Cложно создавать интерфейс, слабо представляя при этом, какие жесты и движения будут использоваться для взаимодействия с ним.

Ближе всего к опредению такого набора жестов подобрались в своих детищах Kinect hackers и Джон Андеркоффлер (John Underkoffler) из Oblong Technology, спроектировавший компьютерные технологии будущего для известного триллера  Стивена Спилберга «Особое мнение».

В своем выступлении на TED talk в 2010 Андеркоффлер  показал, возможно, самый проработанный пример 3D- взаимодействия из всех, что вы когда-либо видели. Если у вас есть 15 минут, я очень рекомендую  посмотреть видео

Скорее всего, вы захотите возразить: «Особое мнение» – это фантастический фильм, а не реальность. Людям неудобно будет взаимодействовать с огромными 60-дюймовыми экранами во всю комнату, как в фильме»

Но задумайтесь вот о чем:

  1. Нам не надо будет работать с 60-дюймовыми экранами как герою Тома Круза в «Особом мнении», и наши жесты будут не такими размашистыми.
  2. Человеческое тело быстро адаптируется к среде.   Вспомните, как  много в двухтысячных годах говорилось о «туннельном синдроме» (неврологическом заболевании запястья, якобы вызываемом работой с мышью).  Однако  в 2000 -2010 гг., когда компьютер появился фактически в каждом доме, число сообщений о туннельном синдроме  постепенно сократилось .

Между тем, Leap Motion стоит сейчас  меньше 80 долларов. Эта технология из странного проекта для гиков стала реальностью.  А это значит, мы  стоим одной ногой уже на неизведанных территориях настоящего 3D-дизайна.

Соцсети: добро пожаловать обратно в реальный мир

Хорошо, но где же всё это пересекается с социальным user expierence? Возьмите очки  Google Glass.

Можно предположить, что крепящиеся на голову дисплеи с дополненной реальностью (Google Glass) не получат широкого распространения. Возможно, для 2013 года это правда.

Но если вспомнить,  когда-то люди сопротивлялись и внедрению…обычных телефонов. То же самое происходило с мобильниками, а совсем недавно, году в 2007, – со смартфонами.

Так что, хотя первое поколение Glass едва ли встретит всеобщее признание, это, тем не менее, начало новой фазы развития. ABI Research (исследовательская компания, специализирующаяся в области hi-tech) предсказывает, что рынок «носимых» девайсов превысит 485 $млн  ежегодных продаж к 2018 году.

Стив Ли, директор по продуктам Google Glass, утверждает, что глобальная цель разработки — дать людям больше возможностей для взаимодействия и «выбить» технологии из привычной колеи.

Первое поколение очков Google Glass позволяет искать в Google, узнавать время, даёт прогнозы погоды, делает фотографии, записывает видео и имеет встроенный чат – то есть выполняет многие функции наших смартфонов.

Если эти функции будут перенесены на наголовные мини-дисплеи, а  более важные и  технически сложные  функции переместятся на мини-дисплеи для ношения на запястье (такие, как  смарт-часы Pebble smartwatch), то смартфоны станут ненужными.

Допустим,  устройства вроде Leap Motion станут настолько компактными, чтобы их можно было интегрировать со смарт-часами. В сочетании с наголовным дисплеем  и другими носимыми девайсами это даст нам возможность создавать интерактивный виртуальный слой поверх реального мира.

Добавьте сюда технологию haptic wristband и bluetooth- соединение на смарт-часах. В итоге вы сможете осязать виртуальные объекты так, как будто вы манипулируете ими одновременно и в реальном, и в виртуальном мире. Пока это звучит как научная фантастика, особенно с учетом того, что сейчас эти гаджеты стоят достаточно дорого:  Google Glass — от 300 до 500$, Leap Motion — 80$, и Pebble — 150$. Однако не исключено, что в будущем все эти устройства будут широко доступны и распространены.

Социальный user experience в будущем

Давайте представим, каким он может быть.

Вы гуляете по торговому центру, а в это время ваш друг Джон обновляет свой статус в соцсети. В вашем поле зрения, в правом верхнем углу Google Glass загорается красная иконка, а смарт-часы отображают аватарку приятеля: «Ооо, я так голоден!»

Вы говорите: «Ok, Glass. Обновить статус: «Как насчёт ланча? Куда бы ты хотел зайти?» и продолжаете прогулку.

Приходит ответ:  «Мексиканский ресторанчик».

Вы спрашиваете, «Ok, Glass, где мы можем найти классной мексиканской еды?».

40  ваших друзей хорошо отзывались о ресторанчике «Rosa’s Cafe». Вы видите эти отзывы и приказываете очкам проложить маршрут.

Вот вы дошли до ресторанчика, но Джон будет только через 10 минут. Хотите послушать аудиокнигу, пока ждёте?

«Нет, хочу послушать музыку». Умный плеер подбирает 10 минут музыки, соответствующей вашему настроению. Но приятель задерживается…

«Хочу поиграть в Angry Birds 4.»

На поверхности стола появляются маленькие зелёные свинки и их строения. Вы натягиваете рогатку, и траектория выстрела отображается через стол.  Вы делаете выстрел и сбиваете ряд свинок!

Вдруг в голову приходит идея. «Ok, Glass, включить Evernote». На стол перед вами проецируется лист бумаги, появляется ручка, а в левой части  — список файлов.

Вы берёте AR pen, записываете свою идею, скидываете файл в подходящую папку  и возвращаетесь к Angry Birds.

Вы можете сделать вашу игру видимой и для других обладателей Google Glass. Таким образом, другие могут поиграть с вами или по крайней мере будут знать, что вы не сошли с ума, что бы вы там не делали над столом.

Когда  ваш друг приходит, уведомления отключаются. Вы перетаскиваете иконку меню на стол и выбираете блюдо. Когда блюда поданы, можно сфотографировать их, поесть и отправить фото в Instagram.

Перед вашим уходом ресторан предложит вам написать отзыв в обмен на скидку в 10%.

Как  носимые девайсы будут взаимодейстовать с десктопами?

Вернемся к нашему сайту с рецептами и инструкциями по готовке.

Посмотрев симуляцию на экране, вы решаете, что пришло время для реальной еды. Вы надеваете  Google Glass и идёте в магазин. Устройство ведёт вас к прилавкам с теми ингредиентами, которые уже знакомы вам по виртуальной симуляции. Выбрав продукты, вы получаете уведомление о том, что купон на скидку от производителя уже отправлен на телефон и может быть использован при оплате.

Дома вы кладёте морковь на разделочную доску, а виртуальные подсказки, накладываемые очками, подсказывают вам, как ее резать.  То же самое происходит и с мясом: на него накладывается картинка, показывающая, как его отбивать и нарезать.

Когда вы помещаете мясо в духовку, очки включают таймер. Вы кладёте овощи в кастрюлю,  а очки показывают, где и когда перемешивать.

Да,  в магазине Google Glass уже помогли вам подобрать бутылку к вашему ужину (основываясь на отзывах, естественно). Так что вы наполняете свой бокал и расслабляетесь, ожидая, пока таймер прозвенит.

В будущем, взаимодействие пользователя с дополненной реальностью станет настоящим бизнесом. Чем больше вы сможете улучшить жизнь пользователя, тем более успешным будет бизнес. В конце концов, несложно представить себе, как приготовление ужина превращается в компьютерную игру.

Выводы

В статье я изложил свое видение будущего. Мне было бы интересно узнать, что вы думаете о том, как носимые девайсы повлияют на дизайн интерфейсов и user experience.

Я жду вашей обратной связи. Пожалуйста, расшарьте статью, если вам понравилось это путешествие в будущее.

Перевел статью Максим Королев