Статьи

logo

Юзабилити-образование в Голландии: опыт специалиста USABILITYLAB

Сотрудник USABILITYLAB Татьяна Сидоренкова с октября 2011 года обучается в Нидерландах, получает PDEng в области  User System Interaction в Техническом университете г. Эйндховен. Татьяна поделилась с нами своими впечатлениями и рассказала, из чего состоит обучение, в чем заключается специфика программы и что ее участники получают на выходе.

Молодые и амбициозные юзабилисты, проектировщики и разработчики, вам это будет интересно!

В своей заметке мне бы хотелось рассказать об обучении по программе User System Interaction в Техническом университете Эйндховена и о моем видении, кому и зачем это может быть полезно. Я заканчиваю обучение в этом году и хочу поделиться видением «изнутри», поскольку официальной информации о программе достаточно, а информации о том, что реально происходит в рамках обучения и какой результат будет на выходе — нет. Наверное, поэтому всем, кто когда-либо обучался или все еще учится по этой программе, иногда пишут их соотечественники, спрашивая мнения и совета.

Думаю, что эта заметка будет интересна как студентам и молодым специалистам, интересующимся областью usability и user experience и желающим получить профессиональные знания и навыки в этой области, так и людям, уже работающим в этой области, но все еще чувствующим недостаток профессионального образования.

О программе

User System Interaction — это двухгодичная пост-магистерская программа, по завершении которой ее участники получают степень PDEng.

Программа начала свою работу в 1998 году и уже выпустила 13 поколений специалистов в области взаимодействия между человеком и системой. Ее двери открыты для людей с самым разным опытом, самое главное — доказать свою мотивацию работать в данной области. Ну и, соответственно, шансов больше у тех, кто уже в индустрии и мотивирован здесь остаться. Каждый октябрь 17-20 новобранцев, примерно половина из них иностранцы, начинают свое обучение.

Обучение идет про трем направлениям: науки о человеке, дизайн и технологии. В нашем учебном плане (группа 2011 года набора) было 5 модулей: Understanding People, Research Methodology, Design Methodology, Interactive Technology and Applications, Software Engineering (не буду переводить, чтобы не исказить смысла). В каждый модуль входило несколько одно-двухнедельных курсов. Для нас каждый курс был равен одному проекту, который мы разрабатывали, презентовали и по которому писали отчет. Для группы 2012 года набора проект длится в течение нескольких курсов и, если у нас курсы были «разбросаны» в течение года, то для «нового поколения» они выстроены по процессу. Но, в любом случае, утром — лекции, после обеда — работа над проектом. И так в течение года.

Все это время нам рассказывали про разного рода методологии, а именно, общую методологию исследования и статистику, методологию дизайна, ориентированного на пользователя, методологию юзабилити-тестирования, дали некоторые теоретические знания по когнитивной психологии и техникам убеждения. Учили собирать данные о пользователях и их потребностях (наблюдение, интервью, ux laddering, анализ задач, thinking aloud метод) и представлять свои идеи с помощью скетчей, storyboard-ов и видео-прототипов. Мы получили представление об основных принципах визуализации информации, узнали про мультимодальные и речевые интерфейсы, разработку для веба, мобильных устройств и игр. Получили представление о UML и базах данных, научились программировать в Processing и создавать прототипы на основе Arduino, phidgets, Max MSP и Flash. А Алан Дикс научил нас создавать хорошие продукты на основе плохих идей =) Кроме того, у нас был курс по техническому письму и серия семинаров-тренингов, посвященных личностному развитию и работе в команде.

Более детально с содержанием модулей и курсов можно ознакомиться в презентации:

Проекты были самые разные. Например, для курса по видео-прототипированию нужно было за два дня найти идею, детализировать ее до приемлемого для видео-прототипа уровня, придумать сценарий, снять и смонтировать видео (вот что у меня получилось: iScan). Для курса Game Design нам нужно было придумать концепцию игры, разработать все необходимые элементы игры и спроектировать какую-то ее часть. Так мы создали KissAss Game всего за 3 дня, и нам ни чуть не стыдно =)

Потом трехмесячный дизайн-кейс, в течение которого участники в группах по 3-5 человек проходят полный цикл от формулировки проблемы и до создания прототипа. Тема или проект могут быть заданы компанией, индустрией или университетом. Группы создаются так, чтобы в каждой был хотя бы один психолог, дизайнер и разработчик.

Завершает все стажировка, как выпускной проект. Так же как и в дизайн-кейсе, это полноцикловый проект в индустрии или академии, только на этот раз каждый участник программы должен пройти весь путь в одиночку. По результатам — конечно же, отчет.

Больше о программе можно узнать на ее странице (да, сапожники без сапог=)) или из статей ее участников:

Получить впечатление о жизни в USI можно здесь:

Мое мнение о программе и то, что я из нее вынесла

Одна из целей программы — быть мостом между академией и индустрией и помочь участникам использовать научные знания на практике. По сути, это адаптация вчерашних студентов к реалиям индустрии. Мне кажется, именно в этом смысле программа может быть наиболее полезна и эффективна. Так что, если вы только что закончили вуз, не раздумывайте =)

Если же вы уже работаете в этой области, то не стоит рассчитывать, что программа сильно углубит ваши профессиональные навыки. Мировоззрение расширит — да, навыки — нет. Ну или по крайней мере, не сама по себе. Программа покажет вам многообразие возможностей, подходов, инструментов. Однако, здесь все происходит очень быстро и, я бы сказала, поверхностно: курсы короткие, проекты на уровне концепций. Если вам нужны навыки, над ними нужно работать дополнительно и самостоятельно.

Хотя, с другой стороны, такая динамика дает возможность увидеть огромное разнообразие типов интерфейсов и устройств, в основном, инновационных и экологически дружелюбных (университет ведь на передовой науки =)), так что широкий кругозор и футуристические мысли, периодически лезущие вам в голову, гарантированы!

Для меня наиболее весомым стало освоение техник коммуницирования идей визуальными средствами (скетчи, story- и mood-board-ы, видео-прототипы и т.п.), создание прототипов физических устройств (до этого для меня существовал только веб), понимание и разработка новых способов взаимодействия.

А еще — люди… Они тут удивительные! Поначалу нам было очень сложно друг с другом — разное образование, жизненный опыт, культурные особенности, но очень быстро это превратилось в преимущество — в команде всегда есть люди, которые смотрят на проблему с другой точки зрения, поэтому и решения получаются целостными. И еще: того, чего «не додает» учебный курс, всегда можно получить у кого-то из коллег. Они всегда поддержат, поделятся, научат!

Большой плюс: близость и доступность конференций и других профессиональных встреч, вроде UXcamp-ов. Программа обычно идет навстречу студентам, поощряя посещение такого рода мероприятий, а если есть публикация на профильной конференции, то и оплачивает расходы на одного участника.

С другой стороны, критика, высказанная в статье Натальи Кирилловой (а это был 2004 год), на мой взгляд, уместна до сих пор. Лично меня больше всего беспокоит слабая связь с индустрией, которая, возможно, должна стать более крепкой для развития и совершенствования программы.

Но, в целом, это место, бесспорно, открывает новые возможности для активного профессионала!