СМИ

СТС Медиа: Исследование «второго экрана» для сериала «Молодёжка»

Мы считаем большой удачей исследование новых продуктов, которые существуют на рынке в единичных экземплярах. К разряду таких продуктов относится «второй экран» для сериала «Молодёжка», который выходит в эфире телеканала СТС.
«СТС Медиа» — первая медиакомпания России, которая сделала собственный second screen для российского сериала. Приложение заработало 17 ноября в 19:00, когда на экраны  вышла первая серия второго сезона сериала «Молодежка», ставшего одним из главных хитов российского телесезона.
Second screen «Молодежки» открывает новый уровень взаимодействия со зрителем, меняет подход к монетизации контента и расширяет возможности взаимодействия рекламодателей с аудиторией.  Благодаря сотрудничеству с «СТС Медиа» мы получили полезный опыт юзабилити-исследования продуктов такого рода.

О ПРОДУКТЕ

Second Screen – инновационный формат, предлагающий телезрителям больше возможностей при просмотре ТВ передач и сериалов. Термином «second screen» (второй экран) называют мобильные приложения, интегрированные с событиями, происходящими в эфире. Чаще всего такие приложения синхронизируются с эфиром по звуку. Установив мобильное приложение, пользователь взаимодействует с дополнительным контентом во время просмотра передачи или сериала.

screenshot

ЗАДАЧА


Провести исследование взаимодействия пользователей с приложением Second Screen сериала «Молодёжка»:
• Изучить поведение зрителей сериала при просмотре: контекст, возникающие потребности и ограничения;
• Выявить юзабилити-проблемы, а также узнать мнение пользователей о текущей версии;
• Сформировать рекомендации по созданию контента на основе проведённого исследования.

РЕШЕНИЕ


• Исследование пользователей
• Составление рекомендаций

ПРОЦЕСС


В отличие от большинства исследований сбор информации о поведении пользователей и взаимодействии с контентом стал приоритетным по отношению к анализу интерфейса.

Мы искали ответы на следующие вопросы:

• Привычки смотрения сериалов
• Мнение зрителя о приложении Second Screen
• Как зритель взаимодействует с приложением
• Какой контент хочет увидеть зритель на «втором экране»

Состав респондентов:
В исследовании участвовало 12 пользователей — 2 группы по 6 человек.
Первая группа — зрители сериала «Молодёжка»;
Вторая группа — зрители других сериалов СТС — «Кухня», «2 отца 2 сына», «Воронины» (по 2 человека).
Распределение по полу равное.
Распределение по возрасту: 2 человека 14-18 лет (исследование с согласия родителей), 8 человек 19-35 лет, 2 человека 36-40 лет.

Структура исследовательской сессии:
1. знакомство с респондентом и краткое интервью;
2. респондент смотрит первую серию сериала, параллельно используя приложение Second Screen;
3. подробное интервью, в ходе которого обсуждается приложение и опыт просмотра сериалов более подробно.

Как зрители смотрят сериалы и как их привычки влияют на взаимодействие с приложением


Зрительскую аудиторию мы разделили на три группы:
эфир – смотрят сериал по телевизору во время показа в эфире
внеэфир – смотрят онлайн и скачивают на свои носители
фоновое смотрение – во время просмотра зритель занят другими привычными делами.

Представители этих групп следуют определённым привычкам при взаимодействии с приложением.

Эфир. Фанаты сериала, спешат домой, чтобы успеть к показу новой серии, любят обсуждать с друзьями. Пересматривают те серии, которые понравились.
Хотят узнать больше о героях сериала и актёрах, хотят поделиться эмоциями во время просмотра сериала, будут часто обращаться к интерактивным виджетам.

Внеэфир. Смотрят сериалы, когда есть свободное время, редко попадают на эфирный показ. Часто собираются компанией, чтобы посмотреть вышедшие эпизоды.
Интересует любая информация о сериале.

Фоновый режим. Во время просмотра занимаются привычными делами: готовят, общаются в соцсетях и проч. Хотят найти информацию о героях, вспомнить сюжет предыдущей серии.

app screen

Взаимодействие зрителя с приложением и контентом


Проводя интервью и наблюдая за зрительским поведением, мы нашли несколько паттернов, которые помогли нам сформулировать общие рекомендации для дальнейшей работы с контентом приложения.


Паттерн. Пользователи теряют нить сюжета во время интенсивного развития событий на экране, если они заняты приложением.
Рекомендация. Соблюдать принцип равновесия между событиями сериала и виджетами приложения. чтобы напряжённые моменты в серии и насыщенные информацией виджеты не совпадали по времени.


Паттерн. Обновление ленты: пользователи пропускали новые уведомления либо ожидали их тогда, когда они не предполагались.
Рекомендация. Сохранять логику появления виджетов, а также добавить таймер, отображающий время появления до следующего виджета


Паттерн. Общение в процессе просмотра: некоторым зрителям важно поделиться эмоциями, начать обсуждение сюжетной линии либо присоединиться к обсуждению, начатому другими зрителями сериала.
Рекомендация. Добавить возможность делиться эмоциями в значимые моменты, а также «лайкать» виджеты прямо в приложении. Создать виджет голосования, отображающий результаты голосования зрителей за разные варианты ответов.


Паттерн. Зрители возвращаются к материалам прошлых серий
Рекомендация. Рубрикатор, который позволит быстро переходить между лентами Second Screen разных серий.


Паттерн. Зрители ищут определенный контент.
Респонденты, смотревшие «Молодёжку», чаще всего отмечали, что искали саундтрек, информацию о съёмках следующего сезона и фильмографию актёров.
Рекомендация.
Заполнять приложение контентом, который ищут зрители сериалов:
• Саундтреки к сериалам.
• Информацию об актёрах – биографию, фильмографию, фотографии.
• Фанатские мемы с героями – картинки и видео.
• Дополнительные материалы со съёмок.
• Информацию о продолжении сериала и съёмках следующего сезона.
• В случае большой популярности сериала, пользователи ищут фанфики — произведения по мотивам сериалов с теми же героями, написанные фанатами.
• Популярные сообщества по сериалам, в которых регулярно обновляется контент

app second screen

Привлечение внимания пользователя ко «второму экрану» во время просмотра сериала


Исследование юзабилити-проблем приложения относилось не столько к интерфейсу, сколько к взаимодействию с приложением в целом. Мы увидели следующие проблемы, которые в контексте приложения «second screen» были достаточно критичны:
• Пользователи пропускают появление виджетов
• Доступ приложения к микрофону блокируется

Рекомендация. Добавить индикацию появления – вибрацию телефона и звуковой сигнал при появлении виджетов. Сигналы должны быть достаточно заметными, чтобы привлечь внимание пользователя, даже если телефон не находится у него в руках. Индикация появления должна быть включена по умолчанию, но у пользователя должна быть возможность выключить её в настройках приложения.
Напоминать пользователю о том, что приложению нужен доступ к микрофону и близость к источнику звука. Для каждой платформы указать, в каком разделе меню находится команда включить доступ к микрофону.

Реклама в приложении


Не в последнюю очередь нас интересовало мнение пользователей о рекламной составляющей, потому что приложение используется как рекламный носитель.
В целом зрители положительно настроены к появлению рекламы в приложении.
Большая часть респондентов заявила о том, что хотят видеть гораздо больше подобных блоков, чтобы выбрать интересные для себя товары.
Чуть меньше сказали о том, реклама кажется им не совсем уместной, но не вызывает сильной негативной реакции.
Несколько респондентов отнеслись к рекламе негативно, они отметили, что им не интересна данная информация.

Рекомендация. Учитывать разные каналы просмотра, чтобы синхронизировать приложение с рекламными блоками не только в телевизионном эфире, но и в онлайн сервисах

ВЫВОД

На этом проекте мы получили ценные инсайты, к которым обязательно обратимся в будущем при разработке и исследовании приложений для других сериалов и программ.

КОМАНДА ПРОЕКТА

Максим Королёв, юзабилити-специалист
Юлия Алёшина, руководитель проекта