Разработка пользовательских интерфейсов

На российском рынке услуг нет единого устоявшегося определения этого термина. Если вы наберете в поисковике «разработка пользовательских интерфейсов», то убедитесь, что различные компании предлагают разные услуги под одним и тем же названием, например:

Условно эти компании можно разделить на две большие группы. Одни занимаются программированием, и в результате сотрудничества с ними можно получить полностью работоспособную программу или сайт, но нет гарантий, что их интерфейс будет красивым или удобным. Другие создают только макеты (изображения) экранов, поэтому полученный интерфейс будет действительно хорошим, но внедрять его придется либо сотрудникам заказчика, либо какой-либо сторонней организации.

Разработка или проектирование?

Если почитать описания вакансии «разработчик пользовательского интерфейса», то окажется, что на эту должность всегда требуются специалисты с навыками программирования. Поэтому логично предположить, что процесс разработки обязательно должен включать в себя написание кода — раз этого требуют от соискателей.

Пример требований к разработчику пользовательских интерфейсов (описание взято с сайта hh.ru)

Исходя из этого, мы внутри USABILITYLAB приняли для себя решение пользоваться следующими определениями:

Такое разделение позволяет нам избежать терминологической путаницы и четко обозначить сферу своей деятельности. Мы занимаемся проектированием пользовательских интерфейсов, то есть:

На выходе заказчик получает высокодетализированные макеты экранов, или, при необходимости, интерактивный прототип в формате HTML, который иллюстрирует основные принципы взаимодействия с интерфейсом. Прототипы и документ с их описанием (спецификацию) можно отдать дизайнерам и программистам, которые и займутся дальнейшей разработкой интерфейса.

Единство и борьба

Разницу подходов разработчиков и проектировщиков пользовательского интерфейса можно увидеть по заданию на разработку или плану проекта. Так, если задание имеет функциональную ориентированность и не содержит информацию с персонами, сценариями, то скорее всего его делали разработчики, а юзабилити-специалитов не приглашали. Быть уверенным, что интерфейс будет удобным, в таком случае не приходится.

Знаменитый дом Винчестеров, который является воплощением разработки без проектирования. Хозяйка дома верила, что, как только строительство будет закончено, она умрет, поэтому у дома появлялись все новые и новые пристройки.

Некоторые разработчики говорят, что и так думают о пользователях при создании интерфейсов, поэтому никакие дополнительные исследования не нужны. Из-за этого этап проектирования воспринимается ими как лишний, увеличивающий сроки и бюджет проекта. Вследствие такого подхода часто получаются неудобные, непонятные и перегруженные интерфейсы. Дело в том, что мышление разработчика слишком сильно отличается от мышления обычного неподготовленного пользователя, поэтому первый может лишь пытаться угадать, часто неверно, потребности и ограничения второго.

В доме Винчестеров множество комнат, есть лестницы, ведущие никуда, а также окна между комнатами.

Проектировщик по понятным причинам также не может обойтись без разработчика. Во-первых, он должен учитывать технические ограничения системы, для которой проектирует интерфейс — а информацию о них он получает от разработчика. Во-вторых, любой, самый лучший, макет так и останется макетом, если разработчик не займется его внедрением.

Сотрудники USABILITYLAB понимают это. Поэтому мы стремимся к тесному взаимодействию с представителями заказчика как во время проекта (на этапе создания макетов), так и после него: в рамках услуги авторского надзора мы консультируем разработчиков, создающих интерфейс по нашим прототипам. Благодаря такому подходу мы можем гарантировать, что интерфейсы, разработанные с нашим участием, будут максимально удобными для пользователей и эффективными с точки зрения бизнес-показателей.

Цвет шрифта и фона
Обычный
Контрастный
Инверсия
Комфортный
Цвет кнопок и ссылок
Обычный
Красный
Синий
Изображения
Цветные
Отключить
Использовать шрифт
Arial
Times New Roman