Все статьи

Татьяна Миронова о профессии, проектах и саморазвитии

USABILITYLAB

Татьяна Миронова, ведущий проектировщик USABILITYLAB

Как ты пришла в профессию?
Сначала я работала бизнес-аналитиком, а затем — системным аналитиком. В какой-то момент я заинтересовала проектированием интерфейсов, начала читать статьи и книги на эту тему и пробовать делать что-то самостоятельно. Через два-три года у меня появилось резюме на проектировщика, а еще через какое-то время меня взяли работать в USABILITYLAB.

Какой опыт, навыки, личные черты являются залогом успеха работы в юзабилити-отрасли, настолько ли важно образование?
Образование не имеет значения, потому что наша специальность относительно новая. Я работала на проектах из самых разных предметных областей. Когда начинается новый проект, приходится погружаться в новую предметную область, и важно не образование, а умение быстро получать новую информацию.

Важно иметь уверенность в себе и в своих силах. Проекты бывают разные, и если ты не уверен, что справишься, то точно не справишься. Для проектировщика очень важна эмпатия, умение поставить себя на место другого человека. Это бывает сложно. Иногда, чтобы облегчить работу, приходится использовать «сферических персонажей в вакууме». У меня это «бабушка из бухгалтерии» или «сисадмин в свитере с оленями». Еще нужно умение договариваться, искать компромиссы, потому что часто бывает так, что заказчик системы — бизнес, а пользоваться ею будут простые смертные. Между их желаниями есть разрыв, и его надо преодолеть так, чтобы не ущемить ничьи интересы.

Какой у тебя был самый любимый проект?
Любимых проектов пока нет, хотя было несколько интересных. Например, однажды мы прорабатывали кейсы для водителей-дальнобойщиков и владельцев транспортных компаний, и мне было интересно попробовать думать вместо человека, который сидит за баранкой. Мне нравится погружаться в незнакомые предметные области: иногда оказывается, что все устроено не так, как я себе представляла. И здорово, если в результате проекта удается расширить круг общения и круг интересов.

Какую самую сложную задачу ты решала на своих проектах?
На одном проекте я делала дашборд для отображения всех показателей деятельности одного подразделения в банке. Там было 119 показателей: персонал, доступность систем, закупки и т. п. Выбрать из них главные было невозможно, и задача заключалась в том, чтобы разобраться, как они взаимодействуют и помочь человеку, который смотрит на этот дашборд, принять верное решение.

Какие проблемы тебе чаще всего приходится решать при проектировании интерфейсов?
Я сейчас занимаюсь доступностью, поэтому уделяю ей много внимания. С доступностью всегда много проблем: мелкие элементы в интерфейсе, мелкие надписи, неконтрастные цвета, слишком сложные тексты и т. п. Я бы хотела, чтобы разработчики научились уделять больше внимания интерфейсам, и чтобы тестировщики тестировали интерфейс не только функционально, но на соответствие требованиям WCAG.

Что ты делаешь, чтобы развиваться в профессии?
Я подписана на несколько телеграм-каналов с полезными статьями. Например, мне очень нравится каналы Саши Бизикова «Про дизайн и саморазвитие», Кости Горского «Design & Productivity» и Артема Геллера «Дизайн государственных систем». А еще интересно читать «Geekchickru» про айтишные новинки и канал «Картинкамация», где собраны разные примеры визуализации данных.

Когда работаешь над проектом, то все время взаимодействуешь с разными людьми, поэтому тебе нужны навыки постановки задач и контроля их выполнения, даже если ты просто исполнитель. Я с этим смирилась и решила, что нужно приобретать навыки в этой области. Поэтому сейчас я прохожу обучение в школе менеджеров «Стратоплан», хотя мне сложно совмещать учебу с работой.

Какие отрасли на российском рынке можно сейчас считать зрелыми в плане заботы о UX своих продуктов? И в чем это проявляется?
Я считаю, что зрелость наступает, когда даже бизнес начинает понимать, что пользователи — это главное. У нас есть такие проекты, где бизнес сам готов бороться со своими юристами, готов поступиться со своими рекламными баннерами, готов проще подавать информацию, чтобы пользователям было удобнее. Поэтому самыми зрелыми, как мне кажется, можно назвать банки. Они стали очень много внимания уделять UX. Еще различные продуктовые интернет-магазины: «Виктория», «Пятерочка», «Вкусомания», «Азбука Вкуса»: в вебе у них всё плохо, но вот приложения приятные.

С кем бы тебе хотелось поработать и что сделать?
Я хочу переделать Google Play Music. Я пользуюсь этим приложением регулярно, и мне очень неудобно. Когда ты слушаешь музыку, для тебя самое главное — это твой плейлист, а у них плейлист надо все время вызывать. Я каждый день ими пользуюсь и каждый день страдаю.

Встречалась ли ты с какими-нибудь интересными особенностями целевой аудиториири на своих проектах?
У нас был проект по оценке доступности, на котором мы проводили юзабилити-тестирования с участием людей с ограниченными возможностями. Оказалось, что слепые слушают экранный диктор на очень высокой скорости, практически недоступной для понимания обычному человеку, и поэтому сложно обрабатывать результаты тестирования было сложно. Но пользователи с ограниченными возможностями — это, конечно, не только слепые, и у людей с разными нарушениями разные проблемы. Например, некоторые люди после инсульта нарушается дикция. Когда такой человек общается по телефону с сотрудником банка, сотрудник может подумать, что он пьяный, и отношение будет соответствующим.

Когда мы работали над доступностью сайта Росбанка, то пришли к тому, что надо делать не версию для слабовидящих, а панель доступности, на которой будут собраны опции для пользователей с различными нарушениями. Например, для людей с нарушениями способности к чтению мы добавили возможность увеличить шрифт и расстояние между буквами, а для тех, кто испытывает трудности с концентрацией — специальную кнопочку, которая все интерактивные элементы на сайте окрашивает в красный или синий. Возможно, выглядит не очень эстетично, зато пользователю сразу понятно, куда жать.

Как по-твоему, какие тренды в UX сейчас актуальны? На чем российские юзабилити-специалисты акцентируют свое внимание?
Сейчас идет унификация решений: компании из разных сфер бизнеса перестали бояться брать решения из смежных и даже далеких областей. Допустим, сейчас формы оплаты в приложениях и сайтах выглядят примерно одинаково независимо от тематики, а раньше было больше разнообразия. Люди ищут хорошие решения и берут их.

Остальное скорее касается дизайна. Раньше либо дизайнеры ударялись в безумный креатив, либо, если дизайнера не было, то в безумный креатив ударялись разработчики, что гораздо хуже. Когда появились гайды по дизайну от Apple и Google, за ним потянулись остальные компании и выложили свои гайды. Сейчас это модно, мериться гайдами. В итоге получается, что когда крупные компании выкладывают свои гайдлайны, остальные на них начинают ориентироваться, а в итоге качество интерфейсов повышается.

Тэги

Поделиться статьёй

Поделитесь своим мнением
Стоила ли статья потраченного времени?