Сеть гипермаркетов «Лента»: юзабилити-тестирование мобильного приложения

12 Февраль

Специалист на проекте: Алена Куликова

Коротко о проекте

Тип проекта: Очное лабораторное юзабилити-тестирование
Продукт: Мобильное приложение сети магазинов «Лента» для iOS и Android
Цель проекта: До релиза новой версии проверить, насколько она понятна пользователям
Количество респондентов: 16
Длительность: 5 недель (24 рабочих дня)
Особенности: Оценивалась ещё не опубликованная версия приложения. Тестирование проходило в двух городах (Москва и Санкт-Петербург). Для проведения тестирований в Санкт-Петербурге специалист компании выезжал в командировку.
Результат: Отчёт о юзабилити-тестировании с описанием найденных проблем и рекомендаций по их устранению. Рекомендации приняты в работу. Часть юзабилити-проблем уже решена в новой версии приложения в соответствии с приведенными рекомендациям.

Приложение «Ленты» — это каталог акционных товаров, привязанный к профилю постоянного покупателя. В приложении можно выбрать «свой» магазин «Лента», после чего пользователю становится доступен список акционных товаров. Также в приложении реализована возможность создания списка покупок. После авторизации пользователь получает доступ к персональным предложениям, основанным на истории его покупок, бонусному балансу, карте постоянного покупателя (с возможностью добавления в Apple Wallet).

Организация юзабилити-тестирования

Для юзабилити-тестирования мы пригласили 16 человек. Половина из них была пользователями Android, половина — iOS. Такое разделение было нам необходимо, поскольку мы проверяли версии для обеих платформ. Все респонденты либо закупали продукты питания полностью самостоятельно, либо участвовали в их приобретении, а также либо активно закупались в «Ленте», либо не исключали посещение этого магазина.

Мы решили, что нам интересны в основном лояльные клиенты «Ленты», потому что именно они с наибольшей вероятностью будут устанавливать приложение. Поэтому 12 человек, приглашенных нами, были из тех, кто покупает в «Ленте» основную часть продуктов. Остальные 4 — те, кто закупал основную часть продуктов в магазинах конкурентов.

Кроме того, мы делили респондентов по уровню пользовательского опыта: пользовались ли они актуальной на момент тестирования версией приложения «Ленты» и/или приложениями конкурентов.

Мы проводили классические очные юзабилити-тестирования. Часть тестирований проходила в Москве, часть — в Санкт-Петербурге, куда наш специалист выезжал в командировку.

С респондентами из Санкт-Петербурга можно было бы провести серию удаленных модерируемых юзабилити-тестирований, но мы решили, что в данном случае это будет сложно и неудобно с организационной точки зрения. Во-первых, представители заказчика, чей головной офис находится в Санкт-Петербурге, хотели присутствовать на тестированиях. Во-вторых, приложение, которое нам предстояло оценивать, представляло собой тестовую сборку ограниченного релиза. Для ее загрузки требовалось авторизовываться в сервисе, через который она распространяется, и менять настройки безопасности. По нашему опыту удаленных юзабилити-тестирований, респонденты часто испытывают сложности даже с более простой настройкой оборудования и приложений. С установкой тестового приложения «Ленты» многие из них просто бы не справились. Поэтому наш специалист, взяв с собой портативную версию юзабилити-лаборатории, приехал в Петербург, чтобы проводить тестирования очно.

Результаты юзабилити-тестирования

По словам заказчика, главная цель проекта заключалась в том, чтобы проверить: насколько пользователи понимают концепцию, заложенную в новую версию приложения, насколько эта концепция им интересна, и насколько удобен интерфейс приложения. Результаты тестирования могли повлиять на сроки запуска приложения: если бы оказалось, что приложение нуждается в глобальных доработках, релиз пришлось бы отложить.

Юзабилити-тестирование показало, что в целом пользователи не испытывают серьезных затруднений при работе с приложением. Мы обнаружили ряд юзабилити-проблем, связанных с регистрацией в приложении и навигацией по нему, но большинство из них имело низкую степень критичности и низкую частотность.

Слайд из отчёта. Пример проблемы с низкой степенью критичности: некоторым респондентам не хватило информации о составе продукта

 

Наиболее критичная проблема оказалась связана с ключевой функцией приложения: «купонами» (персональными предложениями). Покупатели «Ленты» получают бумажные купоны вместе с чеком, расплачиваясь на кассе, и могут использовать их при следующей покупке, чтобы получить скидки. Некоторые из наших респондентов активно пользовались такими купонами, но, по их словам, это довольно неудобно: их можно потерять, забыть дома или пропустить срок окончания действия.

Новое приложение «Ленты» должно решить эту проблему: купоны, они же персональные предложения, там есть в электронном виде и вынесены в отдельный блок в верхней части главного экрана. Но на момент тестирования блок не был подписан, и информация о покупках клиента на этапе тестирования не была подгружена в систему: там был только слайдер с фотографиями товаров, их названиями и размером скидки. Некоторые наши респонденты изучали специальные предложения на этом слайдере и после этого комментировали, что приложению не хватает их любимых купонов, а в остальном все сделано хорошо.

Разобравшись с помощью модератора, что к чему, респонденты отмечали, что такая функция очень полезна. Те из них, которые пользовались бумажными купонами на скидку, говорили, что ради нее с удовольствием начали бы пользоваться приложением.

Слайд из отчёта. Проблема с высокой степенью критичности, с которой столкнулись почти все наши респонденты: из-за отсутствия подписи назначение блока со специальными предложениями в верхней части экрана непонятно.

 

В актуальной версии приложения эта проблема уже решена: к блоку добавлена подпись “персональные приложения”. Кроме того, сразу после регистрации пользователь проходит небольшое обучение, где ему наглядно показывают, как работать с этим блоком.

Онбординг в актуальной на момент написания статьи версии приложения «Лента»: пользователю наглядно показано, как работать с персональными предложениями

 

Все обнаруженные юзабилити-проблемы, рекомендации по их устранению, а также результаты конкурентного анализа приложений некоторых других гипермаркетов, мы описали в отчёте, который передали заказчику.

Итог

Цель проекта была достигнута. Заказчик получил подтверждение, что приложение в целом готово к релизу, а наиболее критичная юзабилити-проблема оказалась легко устранимой.

Приложение было выпущено в октябре 2018 года. После запуска оно попало в тренды App Store, и к январю набрало более миллиона загрузок. На момент написания статьи приложение имеет оценку 4.2 в App Store и 4.3 в Google Play. Приложение постоянно обновляется, и каждое новое обновление постепенно решает юзабилити-проблемы, обнаруженные нами в ходе тестирования и пользователями в процессе эксплуатации.

Мы благодарны сети гипермаркетов «Лента» за интересный проект. Надеемся, что приложение будет продолжать развиваться и радовать своих пользователей.

Если вы хотите, чтобы мы протестировали ваше приложение или сайт — оставьте заявку на сайте или напишите нам на info@usabilitylab.ru


512
Контакты
Россия
129085, г.Москва, ул. Годовикова д.
9, стр. 2, подъезд 2.1, офис 2.22