Все статьи

Юрий Бычин, UX-аналитик USABILITYLAB, о профессии, проектах и саморазвитии

Юрий Бычин, ведущий UX-аналитик USABILITYLAB

Как ты пришел в профессию?
Вообще по специальности я бакалавр менеджмента, а еще чуть-чуть учился медицине и читал много психологической литературы. Так получилось, что я был знаком с некоторыми сотрудниками USABILITYLAB. Они рассказывали мне о своей работе. Я заинтересовался и пришел в USABILITYLAB на стажировку. Упорным трудом — например, вчера у меня был двенадцатичасовой рабочий день — я за два с копейками года дорос до ведущего специалиста. Сейчас я стараюсь брать больше проектов на проектирование, чтобы развиваться и быть универсальным солдатом.

Какой опыт, навыки, личные черты являются залогом успеха работы в юзабилити-отрасли, настолько ли важно образование?
Для меня в любой работе важна ответственность, потому что любой проект хочется сделать качественно. Важна педантичность, но надо уметь чувствовать границы, чтобы стремление учесть все мелочи не тормозило проект. Большое значение имеет любознательность и стремление осваивать новые навыки. Например, даже аналитик должен уметь хотя бы немного проектировать, чтобы давать корректные рекомендации и иллюстрировать их. Аналитик ты или нет, тебе для любой рекомендации надо иметь навыки проектировщика. Нужно следить за трендами, которые сейчас есть в различных интерфейсах. Важно читать книги по профессии, хотя здесь бывает трудно. Например, некоторые книги я читаю легко и быстро, но если в книге мало прикладной информации и много общих рассуждений, читать уже сложнее. Образование актуально психологическое. Когда я пришел в компанию, более половины сотрудников были психологами.

Какой у тебя был самый любимый проект?
Сайт бонусной программы для одной крупной компании. Он был очень странный, и у пользователей не было понимания как работать с тем, что им предлагают. Мне понравился этот проект тем, что заказчик работал по методологии agile, поэтому рекомендации внедрялись сразу же с каждой новой волной. Результат работы был виден сразу, а это редкость. И еще я с теплом вспоминаю проект, где я тестировал сайт для «Столото», потому что это был один из первых проектов, который я делал полностью самостоятельно и самостоятельно докладывал результаты своей работы. Заказчик был доволен.

Какую самую сложную задачу ты решал на своих проектах?
Самая сложная задача — это погружение в незнакомую предметную область. Например, у меня был проект с одной кредитной организацией. Я проводил интервью с сотрудниками, и без специального образования было сложно разобраться в том, что они делают. Или другой пример — ЕФС Сбербанка. Заказчик и подрядчики, работающие на этом проекте, общаются на своем отдельном языке, который содержит очень много аббревиатур, и у меня было очень мало времени на их освоение.

С какой юзабилити-проблемой ты чаще всего встречаешься на тестированиях?
Сложно сказать. Часто проблемы возникают из-за того, что дизайнеры пытаются творчески подойди к интерфейсу, сделать что-нибудь нестандартное. В итоге то, что они делают, не совпадает с привычными для людей паттернами, и получается неудобно. Некоторые элементы интерфейса могут быть странно расположены или незаметны. И очень распространенная проблема — мелкие шрифты. А самая неприятная проблема, сбивающая пользователей с толку — это когда элемент работает не так, как ожидается: ссылки не работают как ссылки (не переводят на другую страницу), тип поля ввода не соответствует его содержимому и так далее.

Что ты сейчас читаешь, чтобы развиваться в профессии?
Читаю англоязычные статьи, например, на сайте UX Magazine часто бывает что-то интересное. Еще я подписан на сообщество UX Club в фейсбуке, интересно бывает посмотреть, что обсуждают между собой специалисты. Периодически захожу на сайт Лебедева. Стараюсь читать англоязычную профессиональную литературу, но на это нужно много времени, которого у меня, к сожалению, нет, а русские переводы не всегда корректны.

Какие отрасли на российском рынке можно сейчас считать зрелыми в плане заботы о UX своих продуктов? И в чем это проявляется?
Самые зрелые сейчас — это банки. У них есть деньги на то, чтобы заботиться о пользователях и делать удобно уже на стадии разработки. У многих есть свои лаборатории, они уже на этапе задумки пытаются что-то тестировать и проверять, но результаты не всегда получаются корректными из-за внутренних политических и экономических ограничений. Иногда у меня складывается впечатление, что разработчики и руководство либо не понимают свои команды по UX, либо не слушают их.
Еще, кажется, начинает созревать область малого бизнеса. Там высокая конкуренция, и от того, насколько удобен сайт, действительно многое зависит. Однажды я проводил тренинг по юзабилити для агрегатора бесплатного обучения, и на него пришли исключительно девушки, которые хотели либо заниматься развитием своего бизнеса, либо идти работать в IT-сфере. Возможно, именно благодаря таким девушкам зрелость российских компаний в плане UX будет повышаться.

С кем бы тебе хотелось поработать и что сделать?
Я хочу продолжать работать с банками и увидеть результат своей работы. Сейчас пока я вижу, что в банках не всё повернуто к людям лицом, а многое повернуто даже задом.

Встречался ли ты с какими-нибудь интересными особенностями респондентов при исследованиях пользователей или на тестированиях?
Очень многое зависит от образования и возраста респондента. Возрастные люди, как правило, довольно ригидны, им трудно осваивать новое, они боятся ошибок. Хотя иногда бывает неожиданно, когда возрастной респондент очень оперативно решает вопросы. Еще складывается впечатление, что некоторые респонденты просто не хотят думать и прикладывать хотя бы минимальные усилия. Поэтому при создании интерфейсов для массовых продуктов, у которых очень широкая целевая аудитория, нужно учитывать, что ими могут пользоваться такие люди, и интерфейсы нужно делать доступнее, проще и понятнее.

Как по-твоему, какие тренды в UX сейчас актуальны? На чем российские юзабилити-специалисты акцентируют свое внимание?
Я сейчас работаю в основном с банками, поэтому буду говорить о них. Чувствуется, что у банков, особенно больших, сейчас появляется желание повернуться к людям лицом. Но они не очень поворотливые, в них действует много внутренних ограничений, поэтому пока не всё получается. Но постепенно UX-команды перетягивают одеяло на себя, поэтому я думаю, что в ближайшие несколько лет ситуация изменится к лучшему.

Тэги

Поделиться статьёй

Поделитесь своим мнением
Стоила ли статья потраченного времени?