Профессиональные инструменты
Профессиональные инструменты (например, CRM, ERP, СЭДД, интранет, панели операторов и диспетчеров) предназначены для оптимизации деятельности каждого сотрудника предприятия в отдельности и автоматизации процесса управления предприятием в целом. Такая деятельность, как правило, строго регламентирована в соответствии с бизнес-задачами и имеет четкие метрики для оценки эффективности труда сотрудников.
Для исследователя самым важным становится изучение узких мест в текущем процессе:
- что препятствует достижению потокового состояния у опытного сотрудника при взаимодействии со своим профессиональным инструментом и при коммуникации с коллегами из других подразделений;
- в каких физических контекстах и с какими устройствами трудится специалист или менеджер: например, на строительном объекте с планшетом в руках, а в офисе за большим монитором;
- с какими трудностями сталкивается новый сотрудник и какими усилиями он перерастает в опытного.
А для проектировщика — поиск интерфейсного решения, которое обеспечит оптимальный уровень производительности опытного сотрудника, согласно его собственным KPI, и сгладит кривую обучения для новых сотрудников, чтобы сократить затраты бизнеса на обучение, особенно если в вашей сфере деятельности большая текучка кадров.
Персональные инструменты
Цифровые продукты для решения персональных задач человека (например, планирования личных дел, поиска полезных рекомендаций и отзывов, бронирования путешествий, чтения свежих новостей, управления финансами и многих других) предназначены для оптимизации нерегламентированной деятельности пользователя.
Необходимо тщательно исследовать поведенческие шаблоны, мотивы, барьеры потенциальных пользователей, чтобы:
- выявить полный список задач с оценками частоты и важности каждой из них;
- понять мотивы, почему и ради чего люди с удовольствием поменяют старые привычки решения личных задач и заведут новые — будут обращаться к вашему приложению за помощью;
- выяснить наличие психологических барьеров, которые могут помешать новым пользователям превратиться в лояльных клиентов.
В отличие от профессиональных инструментов люди в любой момент могут забросить ваш продукт, поэтому требуется уделять особое внимание техникам вовлечения, успех которых всегда зависит от глубины изучения потребностей, триггеров задач и естественного контекста использования продукта (рационального, эмоционального и физического).