Представленные в данной статье эвристики предлагают пути оценки программного продукта по параметру обучаемость.
Для того, чтобы пользоваться интернет-продуктом, пользователю нужен определенный уровень знаний. В получении этого уровня работают два механизма: первый — опыт, полученный пользователем ранее, а второй — качество контента и информационный дизайн системы, в которой он работает прямо сейчас. Таким образом, понятия Юзабилити (usability) и Обучаемость (learnability) по существу родственны и должны работать в тандеме, чтобы добиться позитивного пользовательского опыта работы с интерфейсом.
Для создания стандартизированного процесса оценки показателя обучаемости интерфейса UX-отдел компании Autodesk (Simulation) разработал ряд эвристик обучаемости по той же модели, что и эвристики Нильсона:
- Проработанность контента. Важно сохранять высокий уровень текстов и видеороликов. Ошибки в грамматике и произношении, пассивный и неэмоциональный голос диктора, использование прошедшего или будущего времени, безнадежно длинные предложения — все это снижает показатель обучаемости интерфейса.
- Поиск информации. Пользователь должен легко находить ту информацию, которая ему нужна.
- Встроенная обучаемость. При разработке пользовательского интерфейса для сложных процессов необходимо внедрять ограниченные шаги, по которым пользователь идет к решению своей задачи, понимая, где он находится, куда идет и что будет в конце. Пользователь не должен быть экспертом, чтобы достичь своей цели в конкретном интерфейсе, напротив, он должен обучаться на ходу.
- Открытость и понятность процесса. Интерфейс продукта и инструкции по работе с этим продуктом должны совместно помогать пользователю пройти через сложные рабочие процессы и комплексные задачи.
- Возможность быстро вспомнить. Пользовательский интерфейс должен способствовать сохранению знаний у пользователя и быстрому процессу восстановления знаний при возвращении после продолжительного перерыва. Он должен быть узнаваем и вызывать ассоциативные воспоминания о предыдущем опыте работы.
- Понятная информационная структура. Темы долнжы быть логично сгруппированы в разделы. Внутри отдельных тем контент должен структурироваться по модели перевернутой пирамиды. Нужно помнить, что пользователь быстро закроет страницу, если сразу не найдет нужной информации.
- Ориентация на действие. Контент сайта должен концентрировать внимание пользователя на сути задач и определении критериев успешного их завершения. Вместо того, чтобы фокусировать пользователя на отдельных элементах интерфейса, стоит сфокусировать его глобально на продукте в целом и говорить о конкретной задаче, которую пользователь должен выполнить. Заканчивать описание задачи стоит демонстрацией того, как выглядит ее успешное решение.
- Метод доставки. Формат рабочей среды и вывода данных должен эффективно доносить контент при этом без ущерба удобству работы с интерфейсом. Топорный метод доставки контента может здорово повлиять на общую эффективность, пусть даже сам контент будет высшего качества. Очевидный пример — 600‑страничная печатная книга против структурированной по темам справочной системы с возможностью поиска, и при этом работающей на всех цифровых платформах.
- Мотивация. Пользователь должен хорошо понимать контекст, в котором используются элементы UI, и легко ориентироваться в соответствующих обучающих материалах. Такой контент должен успешно соответствовать потребности (зачем?) и цели (какая польза?).
- Исправление ошибок. В идеале контент и дизайн помогают пользователю избежать ошибок в работе, но некоторые проблемы неизбежны. Контент должен подсказывать, как действовать, если ты уже допустил ошибку.
- Концентрация на пользователе. Контент должен соотноситься с миром пользователя и говорить с ним на одном языке. Профессиональный жаргон часто неизбежен: если то, что для пользователя «штуковина», у вас называется «виджет», необходимо быть уверенным, что пользователь хорошо понимает синонимичность этих понятий.
Дизайн для обучаемости
- Используйте понятные и наглядные UI названия.
- Проектируйте логичные и очевидные рабочие процессы.
- Помогите пользователю избежать распространенных ошибок.
- Предоставьте легко узнаваемые отправные точки.
- Обеспечьте легкий доступ к справке и советам.
Поиск и доступность
- Используйте общую терминологию для UI и справки.
- Включайте синонимы в терминологию.
- Используйте ссылки на релевантный контент.
- Создайте хорошо структурированное содержание (или каталог).
Дизайн представления информации и контента (содержания)
- Опишите процесс.
- Включите ряд различных форм запросов.
- Опишите успешный результат.
- Ведите пользователя за руку с первой точки.
Коммуникации с пользователем
- Используйте повседневный язык пользователя.
- Точно определите цели и задачи для пользователя.
- Опишите возможные ошибки и действия по их исправлению.
Хорошие практики отражения контента на сайте
- Минимум письменного текста.
- Используйте больше видеоматериалов.
Очень важно рассматривать обучаемость как часть пользовательского опыта на самых ранних стадиях проектирования. Даже самые простые приложения, несмотря на недостаток справки в них, содержат встроенные элементы обучаемости. Для более сложных продуктов встроенная обучаемость тоже важна, однако необходимо и присутствие специального обучающего контента, чтобы в итоге пользователь получил положительный опыт работы с системой.
Применяется в Юзабилити-аудите