Эвристики обучаемости

Представленные в данной статье эвристики предлагают пути оценки программного продукта по параметру обучаемость.

Для того, чтобы пользоваться интернет-продуктом, пользователю нужен определенный уровень знаний. В получении этого уровня работают два механизма: первый — опыт, полученный пользователем ранее, а второй — качество контента и информационный дизайн системы, в которой он работает прямо сейчас. Таким образом, понятия Юзабилити (usability) и Обучаемость (learnability) по существу родственны и должны работать в тандеме, чтобы добиться позитивного пользовательского опыта работы с интерфейсом.

Для создания стандартизированного процесса оценки показателя обучаемости интерфейса UX-отдел компании Autodesk (Simulation) разработал ряд эвристик обучаемости по той же модели, что и эвристики Нильсона:

  1. Проработанность контента. Важно сохранять высокий уровень текстов и видеороликов. Ошибки в грамматике и произношении, пассивный и неэмоциональный голос диктора, использование прошедшего или будущего времени, безнадежно длинные предложения — все это снижает показатель обучаемости интерфейса.
  2. Поиск информации. Пользователь должен легко находить ту информацию, которая ему нужна.
  3. Встроенная обучаемость. При разработке пользовательского интерфейса для сложных процессов необходимо внедрять ограниченные шаги, по которым пользователь идет к решению своей задачи, понимая, где он находится, куда идет и что будет в конце. Пользователь не должен быть экспертом, чтобы достичь своей цели в конкретном интерфейсе, напротив, он должен обучаться на ходу.
  4. Открытость и понятность процесса. Интерфейс продукта и инструкции по работе с этим продуктом должны совместно помогать пользователю пройти через сложные рабочие процессы и комплексные задачи.
  5. Возможность быстро вспомнить. Пользовательский интерфейс должен способствовать сохранению знаний у пользователя и быстрому процессу восстановления знаний при возвращении после продолжительного перерыва. Он должен быть узнаваем и вызывать ассоциативные воспоминания о предыдущем опыте работы.
  6. Понятная информационная структура. Темы долнжы быть логично сгруппированы в разделы. Внутри отдельных тем контент должен структурироваться по модели перевернутой пирамиды. Нужно помнить, что пользователь быстро закроет страницу, если сразу не найдет нужной информации.
  7. Ориентация на действие. Контент сайта должен концентрировать внимание пользователя на сути задач и определении критериев успешного их завершения. Вместо того, чтобы фокусировать пользователя на отдельных элементах интерфейса, стоит сфокусировать его глобально на продукте в целом и говорить о конкретной задаче, которую пользователь должен выполнить. Заканчивать описание задачи стоит демонстрацией того, как выглядит ее успешное решение.
  8. Метод доставки. Формат рабочей среды и вывода данных должен эффективно доносить контент при этом без ущерба удобству работы с интерфейсом. Топорный метод доставки контента может здорово повлиять на общую эффективность, пусть даже сам контент будет высшего качества. Очевидный пример — 600‑страничная печатная книга против структурированной по темам справочной системы с возможностью поиска, и при этом работающей на всех цифровых платформах.
  9. Мотивация. Пользователь должен хорошо понимать контекст, в котором используются элементы UI, и легко ориентироваться в соответствующих обучающих материалах. Такой контент должен успешно соответствовать потребности (зачем?) и цели (какая польза?).
  10. Исправление ошибок. В идеале контент и дизайн помогают пользователю избежать ошибок в работе, но некоторые проблемы неизбежны. Контент должен подсказывать, как действовать, если ты уже допустил ошибку.
  11. Концентрация на пользователе. Контент должен соотноситься с миром пользователя и говорить с ним на одном языке. Профессиональный жаргон часто неизбежен: если то, что для пользователя «штуковина», у вас называется «виджет», необходимо быть уверенным, что пользователь хорошо понимает синонимичность этих понятий.

Дизайн для обучаемости

  • Используйте понятные и наглядные UI названия.
  • Проектируйте логичные и очевидные рабочие процессы.
  • Помогите пользователю избежать распространенных ошибок.
  • Предоставьте легко узнаваемые отправные точки.
  • Обеспечьте легкий доступ к справке и советам.

Поиск и доступность

  • Используйте общую терминологию для UI и справки.
  • Включайте синонимы в терминологию.
  • Используйте ссылки на релевантный контент.
  • Создайте хорошо структурированное содержание (или каталог).

Дизайн представления информации и контента (содержания)

  • Опишите процесс.
  • Включите ряд различных форм запросов.
  • Опишите успешный результат.
  • Ведите пользователя за руку с первой точки.

Коммуникации с пользователем

  • Используйте повседневный язык пользователя.
  • Точно определите цели и задачи для пользователя.
  • Опишите возможные ошибки и действия по их исправлению.

Хорошие практики отражения контента на сайте

  • Минимум письменного текста.
  • Используйте больше видеоматериалов.

Очень важно рассматривать обучаемость как часть пользовательского опыта на самых ранних стадиях проектирования. Даже самые простые приложения, несмотря на недостаток справки в них, содержат встроенные элементы обучаемости. Для более сложных продуктов встроенная обучаемость тоже важна, однако необходимо и присутствие специального обучающего контента, чтобы в итоге пользователь получил положительный опыт работы с системой.

Источник информации

Применяется в Юзабилити-аудите

Россия
129085, г.Москва, ул. Годовикова д.
9, стр. 2, подъезд 2.1, офис 2.22