Открывает новые продуктовые ниши



Генри Форд сказал: Если бы я спросил людей, чего они хотят, они попросили бы более быструю лошадь. Эту цитату обычно приводят как иллюстрацию мысли, что для инноваций исследования пользователей не нужны и даже вредны. На самом деле, такое мнение возникает из-за неверного понимания того, что пользовательские исследования могут дать.

Бессмысленно спрашивать у людей, чего они хотели бы получить. Люди не знают о существовании новых технологий и не обладают навыками дизайн-мышления, поэтому будут давать ответы, исходя из существующего и привычного им опыта. Гораздо полезнее изучать поведение пользователей: наблюдать, как они выполняют определенные задачи в естественном окружении, просить их рассказать об этом в структурированном интервью или записать в особым образом составленный дневник. Подобные исследования не дают готовый ответ на вопрос, какой именно продукт нужен людям. Однако они помогают понять:

• в какой области жизни и работы люди испытывают неудовлетворенность;
• в каком контексте и как именно они используют уже существующие решения;
• какими недостатками обладают существующие решения.

Получив подобную информацию, дизайнеры могут применить свои знания и умения, чтобы создать инновационный продукт, действительно нужный пользователям. Без ориентации на пользователей самый интересный продукт рискует провалиться, как, например, это произошло с Nokiva N-Gage.

Nokia N-Gage - первое в мире устройство, сочетающее функции телефона и игровой приставки. До его появления на телефонах невозможно было играть в игры сложнее змейки или простых двухмерных аркад. Nokia N-Gage давал возможность играть в игры со сложной трехмерной графикой, в том числе и онлайн. Для 2003 года это был по-настоящему инновационный, прорывной продукт.

Однако пользователи невзлюбили это устройство из-за многочисленных юзабилити-проблем . Самая серьезная из них - процесс смены игрового картриджа: чтобы поменять игру, необходимо было снять заднюю крышку и вытащить батарею, причем, по сообщениям некоторых пользователей, задняя крышка снималась туго.

Открывает новые продуктовые ниши

Для того, чтобы сменить игру, надо было разобрать телефон (источник изображения)

Еще одна существенная проблема заключалась в том, что для разговора телефон требовалось держать непривычным образом, перпендикулярно к голове. Это было неудобно, учитывая немаленький размер устройства и странно выглядело. К тому же часть пользователей не смогли догадаться, как правильно держать телефон, и жаловались на плохой звук.

Открывает новые продуктовые ниши

Недовольный пользователь разговаривает по телефону (источник изображения)

Все это в сочетании с другими проблемами (слишком маленький для серьезных игр экран, сложности в понимании назначения кнопок, неудобная процедура отправки СМС и т.п.)  привело к тому, что продажи телефона провалились: за период с 2003 по 2007 было продано всего 3млн экземпляров, хотя компания надеялась продать 6млн устройств уже к 2004 году.

Возможно, провала Nokia N-Gage удалось бы избежать, если бы до начала производства было проведено юзабилити-тестирование первых прототипов устройства. Вот почему IDEO, всемирно известная дизайнерская компания, законодатель в области дизайн-мышления, проводит исследования пользователей на всем протяжении процесса разработки. И даже Apple, вопреки распространенному мнению о том, что это они рассказывают пользователям, что им нужно, а не наоборот, имеют в штате специалистов по UX, в чем несложно убедиться, взглянув на список вакансий на их сайте.

Открывает новые продуктовые ниши

Вакансия UX-исследователя на сайте Apple

Таким образом, если ваша компания хочет выпустить на рынок новаторский продукт, имеет смысл обратиться к юзабилити-специалистам, чтобы сделать его оптимальным для целевой аудитории.

Как выбрать оптимальный метод повышения юзабилити

То, какой метод повышения юзабилити окажется оптимальным, зависит от конкретного продукта и конкретных задач бизнеса. Самостоятельно выбрать метод может оказаться непросто. Например, вы можете предполагать, что вам необходимо юзабилити-тестирование, когда на самом деле вам лучше подойдет карточная сортировка или даже исследование потребностей пользователей при помощи интервью или онлайн-опроса. Поэтому наши UX-менеджеры задолго до начала проекта собирают всю информацию необходимую для выбора наиболее эффективного метода. Только после этого они разрабатывают план проекта, позволяющий оптимальным образом решить бизнес-задачу, которую вы хотите решить, обратившись к нам.