Увеличивает продажи массового продукта



У массового потребителя есть выбор из большого числа однотипных продуктов: смартфонов, умных часов, компьютерного ПО, мобильных приложений, бытовой техники и т.п. В исключительных случаях положительные эмоции от владения определенным продуктом настолько сильны, что пользователь готов закрыть глаза на его недостатки и неудобства связанные с его использованием. Например, Якоб Нильсен неоднократно критиковал юзабилити-проблемы продукции Apple (вот относительно свежий пример, где разбираются 4 главные юзабилити-проблемы iOs).

Однако у большинства производителей нет таких же восторженных и лояльных пользователей, как у Apple, поэтому удобство интерфейса является для них важным конкурентным преимуществом. При всех прочих равных условиях рядовой пользователь выберет тот продукт, в интерфейсе которого сможет разобраться и порекомендует его друзьям и близким, если останется доволен покупкой.

Специфика массового продукта заключается в том, что его целевая аудитория крайне широка, причем потребности различных ее представителей могут быть противоречить друг другу. Например, одним пользователям может быть важна простота и наглядность, а другим - богатство функционала и возможность тонкой настройки.

По данным одного из исследований, 58% мужчин, живущих в Великобритании, не пользуются стиральными машинами, потому что считают их слишком сложными. 40% людей в возрасте до 16 до 24 лет не пользуются стиральной машиной, потому что “не знают, на какую кнопку надо нажимать”. Дизайнер Питер Фабор решил для себя эту проблему при помощи наклеек:

источник изображения

Недостаток этого решения (впрочем, автор считает это преимуществом) - существенное сокращение функциональности машинки. Из 14 программ используется одна, максимум две. Возможно, производитель, первым выпустивший стиральную машинку, которой смогут пользоваться даже мужчины, и сохранивший при этом ее функциональность, что важно для женщин, тут же завоюет рынок.

Некоторые положительные сдвиги в этом направлении уже есть. Производители стиральных машинок уходят от иконок в дизайне панели управления:

и начинают использовать понятные подписи:

Однако простор для развития и улучшений всегда остается.

Задача юзабилити-специалиста при работе с массовыми продуктами - выделить архетипичных представителей целевой аудитории, определить их потребности и понять, как их можно реализовать в одной системе. Исследование целевой аудитории проводится при помощи специально организованного наблюдения за их естественным поведением, структурированного интервью и массовых опросов. Наши специалисты смогли таким образом спроектировать интерфейс детского мобильного приложения для Android и приложения Second Screen для одного из российских телеканалов.