Подготовка специалистов в USABILITYLAB

Для USABILITYLAB воспитание юзабилити-специалистов — насущная потребность: рынок развивается, число заказов растет, необходимо наращивать число ценных сотрудников. Как это делать?

Есть несколько путей воспитания юзабилити-специалистов в рамках компании. Вот эти варианты (все основаны на реальных историях сотрудников компании):

Первый путь

Моя собственная история — воспитание главным (и единственным на тот момент) специалистом и гуру, Дмитрием Сатиным. Он рассказывал мне, как писать сценарий, показывал, как проводить тестирования, мы вместе разрабатывали структуру первых отчетов, он сам читал и правил все документы, относящиеся к проектам по юзабилити-тестированию.

Этот путь, скорее всего, ждет всех новичков, когда они попадают в команду, состоящую пока из одного только руководителя или гуру.

У этого способа «выращивания» есть свои плюсы и минусы.

Плюсы — это максимально возможная вовлеченность в процесс:

  • каждый день проходит как тренинг;
  • наставник очень внимательно наблюдает за работой;
  • многие вещи придумываются совместно;
  • накапливается опыт ошибок;
  • определяются первые правила работы, разработки документации и пр.

Минусы:

  • у руководителя может быть очень мало времени (как в моей ситуации), и молодой специалист должен быть готов много работать самостоятельно;
  • чтобы вырасти, новичок должен обладать определенным складом характера: быть настойчивым в своем желании сделать все максимально качественно, даже если точно уверен, что никто не проверит его работу, получать новую информацию буквально «из воздуха», понимать, что от него требуется, по нескольким отрывочным фразам гуру.

Второй путь

Новичок в команде с минимальным количеством сотрудников. В этом случае новичку может уделить время как непосредственный руководитель, так и старший коллега (или даже несколько коллег). Процессы пока не доведены до совершенства, новичок плотно вовлечен в тестирование, может работать вместе со специалистом, который пришел раньше него. Благодаря тому, что сотрудников мало, новичок быстро обучается, у него есть возможность обсуждать все возникающие вопросы со старшим товарищем и даже руководителем.

Третий путь

Новичок в большой команде специалистов с разным стажем работы. Здесь все гораздо проще в плане обучения новичка и вовлечения его в проекты. Скорее всего, к этому моменту в компании уже есть принятая стратегия обучения, новичок будет сразу же закреплен за определенным наставником, а проектов будет достаточно много, чтобы и изучать старые, и приглядеться к текущим.

Каким образом мы готовим к работе?

Первое, что происходит, когда новичок выходит на работу, это знакомство с командой и ведущим специалистом, который будет за ним присматривать и помогать больше других. Ведущий специалист будет учить его, рассказывать о профессиональных секретах и осуществлять первичный контроль.

Для любого нового сотрудника очень важно быстро сориентироваться в организации процессов компании. Самый простой и эффективный путь, который мы смогли придумать для ознакомления с компанией, — создать регламент работы юзабилити-специалиста, в котором подробно описано, как должны готовиться сценарии тестирований, как должно проходить тестирование, как пишется отчет, указано, какими способами мы проводим рекрутирование участников тестирований. В регламенте описаны и основные ошибки, которые может совершить молодой специалист, и указаны меры по их предупреждению. Этот регламент становится первым документом, который читает новичок.

Впрочем, наш регламент — вовсе не трехтомное собрание сочинений. Ясно, что можно сколь угодно долго описывать все виды тестирований, все возможные ошибки и сложности, возникающие на пути специалиста. Поэтому в регламенте мы решили указать лишь самое основное — костяк процесса работы. Документ состоит всего из 4-5 страниц. Кроме того (и это всегда доводится до сведения юзабилити-специалистов), регламент — не окончательный документ, он требует постоянной доработки и внесения изменений. Принять участие в этом может каждый сотрудник.

Следующий этап — наблюдение за работой с возможностью небольшого вмешательства или ассистирования. К примеру, новичок наблюдает за тем, как другие специалисты проводят тестирование, может присутствовать при обсуждении хода проекта с менеджером проекта. Новый специалист в обязательном порядке читает отчеты, написанные ранее. Причем наставник должен сам подобрать наиболее яркие отчеты, разделить их на группы — к примеру, тестирование мобильных интерфейсов, web-интерфейсов, сравнительное тестирование и т.д. Новичок наблюдает за процессом подготовки оборудования к тестированию, смотрит, как происходит обработка видеоматериала, учится работать с ПО для юзабилити-тестирования.

На следующем этапе молодой специалист переходит к самостоятельной работе. Он участвует в собственном проекте (или выступает в качестве со-исполнителя проекта), но его по-прежнему опекает наставник и менеджер проекта. Здесь у новичка появляется возможность попробовать свои силы во всех видах работ: написании сценария, рекрутировании пользователей, проведении тестирования, подготовки отчета. Наставник всегда готов ответить на его вопросы, коллеги не оставляют его один на один с проблемами, со «взбрыкнувшим» оборудованием, помогают выставить верные настройки ПО, учат, как одновременно снять все необходимые метрики…

После первого проекта обычно проводится встреча с менеджером проекта и наставником. Обсуждается опыт, который специалист вынес из своего первого проекта, допущенные ошибки, методы их предупреждения и устранения, то, что больше всего понравилось и не понравилось новичку.

Хоть каждый проект и уникален, но во всех есть что-то общее. После 2-3 проектов новичок начинает чувствовать себя довольно уверенно, ему интересно участвовать в разноплановых проектах, выполнять разные работы. Мастерство оттачивается, и вскоре вчерашний новичок готов сам помогать тем, кто еще только пришел в лабораторию, испуганно хлопает глазами и читает регламент.

Надо сказать, что несмотря на простоту описания, на деле все может выглядеть несколько иначе: новичку может сразу достаться проект, и в этом случае обучение происходит прямо внутри проектных работ в ускоренном режиме. Иногда все специалисты настолько загружены работой, что у них есть только минимум времени на помощь новичку. Обычно в таких ситуациях нам помогает командный дух, чувство товарищества. Мы стараемся создать атмосферу, в которой приятно работать, получать новый опыт и покорять новые горизонты. Работа — это место для дискуссий и не место для закостеневшего «надо делать так».

Особенности атмосферы

Атмосфера в компании особая, и она обусловлена особенностями самой профессии.

Юзабилити-специалист не может быть трусом: в проекте его ждет множество сюрпризов (написать сценарий оказывается не так легко, как казалось; найти слушателей интеренет-радио от 52 до 58 лет и с высшим лингвистическим образованием — почти невозможно; пользователи не являются на тестирование; и прочее, прочее, прочее…) Едва юзабилити-специалист придумывает решение одной задачи, как перед ним появляются еще несколько. Перенять чужой опыт бывает невозможно — учебников нет, гуру не всегда доступен, статей в интернете катастрофически не хватает, да и рецепты в них порой очень уж поверхностные…

В таких условиях важно не терять веру в себя, воспитывать в себе способность мыслить, практиковаться в поисках самых разнообразных решений, пусть не самых легких и совсем не очевидных.

Наверное, лучше всего смириться с тем, что юзабилити-специалисты — творческие люди. Лучше не перекладывать на них обязанности руководителей проектов: они не должны быть перегружены рутинной бумажной работой, они должны быть исследователями, первопроходцами, они должны делать открытия.

Наши юзабилити-специалисты очень разные, но у них есть общие качества. Они очень оптимистичны, крайне заинтересованы в своей работе, хотят развиваться в профессии. Они общительны, они нуждаются в поддержке и обмене опытом внутри своей команды. Возможно, развитие юзабилити-специалистов может проходить только в дружественной обстановке, где они будут иметь возможность постоянно бросать вызов самим себе и своим способностям, но в то же время будут чувствовать поддержку коллег и руководителей. Работа становится местом, где проходят дискуссии и в спорах рождается истина, местом появления новых правил, переживания инсайтов (иногда коллективных).

Мне кажется, что USABILITYLAB достигла значительных успехов именно благодаря своей почти домашней (но при этом рабочей!) обстановке. Мы знаем: когда бьешься, но не можешь придумать решение задачи, ты можешь прийти со своими проблемами к соседу, и он не откажет, подумает с тобой. А может быть, вместе вы привлечете еще парочку коллег, и в конце концов решение будет найдено! Иногда приходится работать и по 14 часов, но удовольствие от побед перевешивает чувство усталости. А командный дух — мощнейший наркотик, и он бывает гораздо важнее славы, признания, денег. Когда идешь на работу, как на праздник, когда рад каждому, кто есть в твоем офисе, когда собрания — не повод для стресса, а возможность высказаться, — тогда победы даются гораздо проще. Возможно, это справедливо для любой области, но для сферы юзабилити (во многом пока непонятной, редкой, сложной) это критически важно.

Татьяна Кравчук

Применяется в Обучении

Россия
129085, г.Москва, ул. Годовикова д.
9, стр. 2, подъезд 2.1, офис 2.22