Типичный ПИ имеет устройства ввода и вывода. Получив от пользователя команду, интерфейс «отвечает» ему, выводя разного рода информацию. В качестве примера можно привести цифровой термометр: нажав на кнопку (устройство ввода), пользователь запускает процесс измерения температуры, и видит результат на дисплее (устройство вывода).
В подавляющем большинстве случаев под термином «пользовательский интерфейс» имеется в виду графический интерфейс пользователя (graphical user interface, GUI) — разновидность пользовательского интерфейса, в котором человек взаимодействует с системой при помощи графических компонентов (окна, пиктограммы, полосы прокрутки и т.п.), отображаемых на экране.
Именно в таком значении сотрудники USABILITYLAB используют этот термин, когда предлагают услуги по «проектированию пользовательских интерфейсов» или говорят о том, что «интерфейс программы недостаточно понятен для пользователя».
Тем не менее, следует помнить о том, что, помимо графического, существуют другие виды ПИ:
- звуковой (например, IVR);
- текстовой (например, командная строка);
- голосовой (например, управление мобильным устройством при помощи голосовых команд);
- тактильный (различные интерфейсы для слепых).
Часто, говоря о ПИ, рассматривают только тот компонент, с которым пользователь непосредственно взаимодействует (кнопки, иконки на экране, голосовые команды и т.п.), при этом забывая о второй, не менее важной его составляющей — наборе правил, определяющих, какие именно действия пользователя приводят к определенным реакциям системы. Правила эти должны быть просты и естественны, чтобы пользователь мог с легкостью понять и запомнить их. Разработать набор таких правил и создать удобный пользовательский интерфейс можно, если придерживаться методологии Human Centered Design. На этой методологии строится вся работа профессиональных юзабилити-компаний.
Применяется в Проектировании интерфейсов