Рейтинг банковских iOS-приложений для физических лиц 2019

04 Апрель

Новая методология создания рейтинга

Мы расширили список задач для оценки удобства: раньше в него входило 8 пунктов, а теперь 13. Чтобы выбрать релевантные задачи для оценки, мы изучили данные открытых исследований, а также проконсультировались с представителями банков, участвовавших в рейтингах прошлых лет. Итоговый список:

  1. авторизация и установка короткого кода для входа;
  2. проверка баланса;
  3. поиск операции в истории, просмотр ее деталей и повтор из истории;
  4. просмотр расходов по категории в аналитике, установка бюджета на расходы;
  5. перевод на карту другого банка;
  6. открытие и пополнение вклада;
  7. пополнение карты «Тройка» и создание шаблона;
  8. оплата мобильной связи и создание автоплатежа;
  9. оплата штрафа ГИБДД и создание подписки на новые штрафы;
  10. открытие валютного счета и покупка валюты;
  11. поиск круглосуточного банкомата с внесением наличных;
  12. заказ справки об остатке на счете;
  13. заявка на кредит.

Категории функциональности, которые мы сравнивали, связаны с этим списком задач.При этом с одной задачей может быть связано несколько функций и их параметров. Например, с задачей «оплатить мобильный телефон» связаны такие функции, как:

  • возможность перейти к совершению платежа непосредственно с экрана карты или счета;
  • поиск платежа в каталоге услуг при помощи строки поиска;
  • автоматическое определение типа платежа в зависимости от вводимых реквизитов (например, при вводе в поисковую строку номера телефона приложение предлагает оплатить услуги сотовой связи или совершить перевод по указанному номеру);
  • автоматическое определение оператора по введенному номеру;
  • выбор номера телефона из телефонной книги;
  • возможность совершить платеж с банковских карт любых банков;
  • возможность совершить платеж с текущего/сберегательного счета, не связанного с картой;
  • просмотр суммы комиссии до совершения платежа (например, на шаге ввода или проверки данных платежа);
  • …и т. д.

При оценке функциональности мы учитываем число функций, связанных с каждой из задач, а также их востребованность (подробнее про востребованность функций мы рассказывали в прошлом году). Таким образом, на итоговое место приложения в рейтинге влияет:

  • количество и востребованность функций, необходимых для выполнения выбранных нами задач;
  • удобство интерфейса, то есть наличие и критичность юзабилити-проблем, связанных с реализацией каждой функции.

Юзабилити-рейтинг приложений

Итоговый рейтинг мобильных банковских приложений в этом году выглядит следующим образом:

  1. Сбербанк;
  2. Тинькофф Банк
  3. ВТБ
  4. Райффайзенбанк
  5. Промсвязьбанк
  6. Альфа-банк;
  7. Росбанк
  8. Банк Русский Стандарт
  9. Россельхозбанк
  10. Банк «Открытие»;
  11. Банк Санкт-Петербург;
  12. Газпромбанк
  13. ЮниКредит Банк
  14. Банк Хоум Кредит

Заказать отчет об исследовании, результаты которого легли в основу рейтинга, можно на сайте www.rating.usabilitylab.ru или написав Дмитрию Силаеву: d.silaev@usabilitylab.net

Первое место занял Сбербанк, поскольку его приложение наиболее функционально и при этом содержит меньше всего критичных юзабилити-проблем.

Алена Куликова, UX-аналитик:
«Приложение Сбербанка — лучшее по функциональности, особенно по набору функций, связанных с просмотром истории и получением финансовой аналитики. Его интерфейс в целом удобен для пользователей. Подавляющее большинство юзабилити-проблем, которые мы обнаружили, имеет низкую и среднюю степень критичности. Регулярные обновления, обширная и постоянно растущая функциональность, постоянная работа над исправлением юзабилити-проблем — всё это позволило приложению „Сбербанк Онлайн“ занять заслуженное первое место».

Пример удачного решения в приложении Сбербанка. При просмотре информации о штрафе указано место нарушения и статья КоАП РФ с расшифровкой

 

Приложение Тинькофф Банка заняло второе место: хотя оно не уступает приложению Сбербанка по функциональности, интерфейс местами нуждается в улучшениях.

Кирилл Максименко, UX-аналитик:
«Приложение Тинькофф Банка содержит лучший набор функций, необходимых для переводов, оплаты мобильной связи, пополнения карты „Тройка“ и управления валютным счётом. В большинстве задач интерфейс приложения удобен для пользователя. Наибольшее количество проблем, которые мы обнаружили, связаны с оплатой штрафов ГИБДД и подпиской на автоматическое получение новых штрафов. Это снизило позиции приложения в рейтинге».

Пример удачного решения в приложении Тинькофф Банка: заказ справки. При отправке справки на email поле с адресом почты заполняется автоматически. Если не выбран ни один из способов получения справки, кнопка «Заказать» становится неактивной, так что пользователь не может совершить ошибочное действие.

 

Анна Крамаренко, UX-аналитик:
«Приложение ВТБ содержит лучший набор функций, необходимых для просмотра баланса, получении подробной информации об имеющихся банковских продуктов и получения справок. Набор других функций тоже достаточно широкий. Есть несколько очень удачных интерфейсных решений: например, это единственное приложение, которое в сценарии пополнения „Тройки“ показывает понятные для пользователя сообщения об ошибках. Но из-за большого количества юзабилити-проблем, в основной низкой и средней степени критичности, приложение заняло лишь третье место в рейтинге».

Удачное решение в приложении банка ВТБ: понятное, написанное «человеческим» языком сообщение об ошибке. Указаны причина возникновения ошибки и способ решения проблемы.

 

Более подробно о результатах исследования мы расскажем в следующих публикациях.

Мониторинг банковских приложений

В рейтинг вошла только оценка функциональности, связанной с реализацией 13 пользовательских задач. Оценку всей функциональности банковских приложений мы делаем в режиме ежемесячного мониторинга обновлений.

В прошлом году мы анализировали обновления только приложений для iOS, но, начиная с февраля этого года, мы начинаем отслеживать обновления приложений для Android. Каждое обновление мы описываем в отчёте: демонстрируем последовательность экранов, которые проходит пользователь, работая с новой функцией, отмечаем потенциальные юзабилити-проблемы или удачные решения.

 

Слайд из отчёта по мониторингу обновлений Android-приложений (февраль). Описана новая функция в приложении Райффайзенбанка, отмечены потенциальные юзабилити-проблемы

 

На бизнес-завтраке мы рассказали о результатах мониторинга за прошедший год и о четырех основных трендах развития функциональности приложений. Часть из вас, возможно, получала рассылку с нашей статьей, где мы подробно описываем каждый тренд. Если вы не получали рассылку, напишите Дмитрию Силаеву: d.silaev@usabilitylab.net, и он вышлет вам статью, а также ответит на все ваши вопросы, связанные с мониторингом и приобретением отчета.

Рейтинг доступности

Дмитрий Силаев рассказал о статусе проекта по созданию рейтинга доступности банковских приложений для физических лиц. На данный момент исследование уже закончено, и 12 банков, согласившихся принять участие в рейтинге, уже получили индивидуальные отчёты. В ближайшее время результаты исследования будут представлены Рабочей группе по повышению финансовой доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения. После этого мы публично презентует рейтинг на отдельном мероприятии.

В ближайшее время мы опубликуем презентации с рейтинга и статьи с подробным описанием результатов исследования. Так что подписывайтесь на наш Телеграм, чтобы не пропустить появление новых публикаций!


66
Контакты
Россия
129085, г.Москва, ул. Годовикова д.
9, стр. 2, подъезд 2.1, офис 2.22