Чтобы цифры появились в интерфейсе системы, они должны либо перейти из другой системы, и тогда их нужно правильно показать, либо их должен ввести пользователь, и тогда нужно сделать так, чтобы он смог сделать это правильно. Большинство проблем, с которыми мы встречались, связана с тем, что пользователи не понимают, в каком формате вводить данные: ставить ли скобки, нужны ли пробелы и т. п. Маска на поле ввода в таком случае сильно облегчает пользователям жизнь.
Вводить цифры совсем не обязательно вручную. Например, можно выбрать необходимое значение из списка, или отсканировать карту или штрих-код на квитанции.Иногда предлагаемый системой способ ввода не подходит для конкретного набора цифр, например, когда почтовый индекс предлагают задать при помощи стрелок увеличивая и уменьшая значение в поле на единицу. Тогда пользователь тратит на ввод данных слишком много сил или же в принципе не понимает, что он него требуется.
Для изменения значения индекса используется степпер (поле со стрелками вверх и вниз, позволяющее изменить введенное значение на единицу)
Такая проблема чаще всего встречается при вводе номера телефона. Например, у Uber уже указан код страны слева от поля, но внутри поля в плейсхолдере номер указан с восьмеркой.
Ввод телефона в приложении Uber: перед полем указан код, но маска тоже содержит код
При вводе числа не всегда понятно, какие единицы измерения нужно использовать. Пользователи могут догадаться, что сумму кредита нужно вводить в рублях, но вот срок кредита может исчисляться как в годах, так и в месяцах. В случае долгосрочного кредита пользователи могут еще и не мыслить в месяцах, и срок придется высчитывать. Проблема не критична, но увеличивает время выполнения задачи.
Ввод срока кредита в месяцах
Есть интерфейсы, в которых сумму нужно вводить, начиная с копеек. И если для кассира это привычно, то остальные пользователи почти наверняка ошибутся.
Ввод суммы начинается с центов
Решения, удобные в одних ситуациях, не всегда удобны в других. Например, когда сумму ежемесячного дохода необходимо ввести с помощью ползунка, бывает трудно попасть в нужное значение. Другой распространенный пример — когда пользователям на мобильном устройстве нужно выбрать дату рождения с помощью барабана. Это относительно удобно, если пользователь родился 18 лет назад, но если он родился 50 лет назад, выбор даты превращается в испытание. Ввести дату с клавиатуры было бы гораздо быстрее.
Выбор даты рождения в мобильном приложении с помощью барабана
Иногда последовательность цифр — это имя (номер телефона, расчетный счет), а иногда — число (количество единиц, порядок). Здесь поговорим о числах, а об именах — в следующем разделе.
Числа бывают очень большие и очень маленькие. Иногда число может занимать очень много места, но совершенно ничего не значить. Например, в 2009 году 531 584 Зимбабвийских доллара стоили 1 Российский рубль. А бывает наоборот: 0,0001 биткоина на 18 ноября 2018 стоил около 40 рублей, и округлить эту сумму до сотых, как делают с рублями, уже не получится. В обоих случаях числа нужно грамотно отображать на экране, чтобы у пользователя не возникало проблем.
Чтобы грамотно отображать числа, их нужно форматировать: использовать пробелы, префиксы («от…», «не более…»), постфиксы («рублей», «… назад»), разделители. Как выглядит разделитель, зависит от страны. В России в качестве разделителей можно использовать как запятые, так и точки. Банки обычно используют запятые, но в офлайн-магазинах на электронных ценниках, но можно встретить и дроби, и верхний регистр, и дефисы. Главное, чтобы во всех каналах в рамках одного продукта разделители были одинаковые.
У проектировщика финансовых интерфейсов основные трудности возникают, когда нужно сравнить числа разной величины и порядка. Вот несколько удачных решений.
Числа выровнены по разделителю
Уменьшена контрастность целой части числа по сравнению с дробной
Для отображения числа используются спарклайны — график выводится как заливка на фоне
Бывает так, что излишняя точность в числах только мешает. Например, при проверке почтового ящика пользователю важно знать не абсолютное число новых писем, а его изменение, и поэтому лучше вместо пугающего числа входящих показать, сколько пришло новых писем с последнего открытия — «+3». А иногда достаточно просто отметить, что-то изменилось, например, в чате Телеграма на значке стикеров появляется точка, если в каталоге добавлены новые стикеры. А еще в некоторых случаях оказывается, что пользователю важно не количество, не изменение, а текущий статус — на рабочем столе мы видим индикатор заполненной корзины вместо количества файлов, которые пользователь удалил с компьютера.
Бывает так, что последовательность цифр связана с каким-то конкретным объектом: 8 928 208 99 96 — номер телефона мамы, 1200 — плата за маникюр. И людям гораздо удобнее видеть название этого объекта, чем кодирующую его цепочку цифр. Для этого в банковских интерфейсах используется подмена понятий: вместо номера карты отображается ее имя, вместо номера счёта получателя перевода — имя человека, которому делали перевод, вместо номера счёта организации, в которой оплачивали услугу — её название и логотип.
Иногда в качестве подмены используются обобщения. Например, вместо конкретного времени, когда было получено сообщение, может отображаться давность: не «5 минут назад», а «только что», «сегодня».
Когда использовать подмену понятий для цепочки цифр невозможно, необходимо вспомнить про форматирование. Формат должен позволять максимально удобно работать со смыслом, который в этой цепочке закодирован. Например, по первым цифрам городского номера телефона мы узнаем регион, а по цифрам расчетного счета операционисты банка видят, валютный это счет или рублевый. Различные маски, скобки, пробелы, дефисы, разбиение цифр на группы облегчают восприятие этого смысла.
Бывает, что подмену сделали, но смысл все равно непонятен пользователям. Одна из самых критичных проблем, с которой мы встречались на протяжении последних двух лет работы над рейтингом интернет-банков и банковских приложений — это когда в истории операций отображается не название магазина, которое привык видеть человек, и не название операции, а название платежного сервиса, которое не всем респондентам было понятно.
Вместо названия магазина или операции выводится название платежного сервиса
Бывает так, что подмену сделали, она кажется человечной и вполне понятной, но она не дает пользователю уверенности, что он выбирает нужный вариант. В примере ниже несколько разных операций начинаются со слова «Ростелеком», и непонятно, какую из них выбрать. Эта проблема характерна для госучреждений. Они часто используют длинные названия, в которых определяющие слова стоят в конце. Если название не помещается в интерфейсе целиком, пользователь не может узнать, что именно он выбирает.
На юзабилити-тестированиях мы часто сталкиваемся с тем, что пользователям тяжело разобрать набор цифр, представленный без правильного форматирования. Например, неудобно набирать номер, указанный в формате «88005551010», без пробелов и разделителей. Также трудно перепроверять 9 или 10 цифр банковского счета, набранных без пробелов. Пользователи обычно сбиваются на третьей-четвертой цифре и узнают об ошибке только в конце задания.
Чтобы цифры помогали вашим пользователям, учитывайте не только сами данные, но и привычный формат восприятия, контекст использования, значимость цифр в составе числа. Помогайте пользователям корректно и быстро считывать цифровые данные, делать правильные выводы и, конечно — проводите тестирования на пользователях.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграме, чтобы не пропустить появление новых полезных статей в нашем блоге: t-do.ru/usabilitylab