В отчете мы опишем:
- критерии, по которым ИП выбирают себе банк для обслуживания;
- барьеры,в том числе, юзабилити-проблемы, которые могут помешать ИП стать клиентом определенного банка;
- требования и ожидания от функциональных возможностей и интерфейса интернет-банков для ИП;
- лучшие решения среди изученных нами систем.
Наша цель — дать банкам инструмент, который поможет увидеть направления развития ДБО для микро- и малого бизнеса.
План исследования
Исследование будет состоять из двух этапов. На первом этапе мы проведем глубинные интервью с 30 индивидуальными предпринимателями из разных сфер бизнеса и разной организационной структурой. Мы изучим, как предприниматели взаимодействуют с деньгами, партнерами, бухгалтерией, банками и представителями государственных органов. В результате мы узнаем:
- как ИП выбирают банк;
- в каких ситуациях они обращаются к ИБ;
- какие возможности своего ИБ они используют, а какие — нет, и почему;
- с какими трудностями при работе с деньгами они сталкиваются;
- какие особенности их ИБ помогают, а какие мешают их работе.
На основе полученной информации мы сформулируем требования к интерфейсу и функциональным возможностям интернет-банков для ИП.
Знания, полученные на первом этапе, мы используем на следующем этапе исследования, когда будем оценивать интернет-банки для микро- и малого бизнеса десяти российских банков:
- Альфа-Банк;
- Бинбанк;
- ВТБ24;
- Модуль Банк;
- Банк «Открытие»
- Промсвязьбанк;
- Райффайзенбанк;
- Сбербанк;
- Тинькофф Банк;
- Банк Точка.
Мы оценим, насколько каждый из этих интернет-банков соответствует требованиям, которые мы сформулируем на первом этапе и зафиксируем лучшие практики.
Вся информация, полученная на обоих этапах исследования, войдет в состав отчета.
Результаты пилотной стадии
Пилотная стадия исследования завершилась в феврале. Мы провели интервью с 7 представителями микро-бизнеса о том, как они выбирают банк для обслуживания, что им нравится и не нравится в их банке, какими функциями они пользуются. В результате мы сформулировали несколько важных гипотез, которые планируем проверить в ходе основной фазы исследования. Вот некоторые из них:
- При выборе банка неопытные предприниматели обращают внимание на известность и размер банка, наличие возможности быстро снять деньги и понятную тарифную сетку. Большинство участников исследования предпочли переложить ответственность за выбор банка на других: при выборе они опирались на советы друзей, бухгалтеров или партнеров.
- Индивидуальные предприниматели, в отличие от крупных корпораций, работают не только с 9 до 18, но и в любое другое время. Предприниматель может заключить сделку ранним утром или поздним вечером, в будний день или на выходных. Он не готов ждать начала банковского дня или тем более три дня для того, чтобы оплатить услугу или получить платеж. Оперативное проведение платежей, с точки зрения таких клиентов — серьезное конкурентное преимущество банка.
- Предприниматели ценят любые решения, которые экономят их время: отсутствие необходимости ехать в банк,онлайн-консультации через чат, автоматический расчет налогов и т.д. При этом уровень «благодарности» за такие вещи выше у неопытных предпринимателей, особенно тех из них, кто самостоятельно ведет бухгалтерию.
- Часть страхов предпринимателей связана с возможностью совершить ошибку при оплате, например, из-за того, что реквизиты изменились. Некоторые даже предпочитают лично приехать в отделения ФНС и пенсионного фонда, чтобы уточнить реквизиты. Автоматизация не только экономит время предпринимателей, но и снимает эти страхи. Примеры полезных функций, которые нам называли респонденты: уведомления о смене реквизитов у контрагента, автоматическое формирование налоговой декларации, автоматическое заполнение части реквизитов, если контрагент обслуживается в том же банке.
- Как правило, ИП не склонны менять банк, в котором обслуживаются, без веских на то оснований. Спровоцировать их уход в другой банк могут только очень негативные обстоятельства, например, если банк без предупреждения сменит тариф, будет слишком долго проводить платежи, брать слишком много комиссий и т.п.
Презентация Дмитрия Силаева с результатами пилотной стадии исследования
Отчет об исследовании
Отчет c рекомендациями по развитию ДБО будет основан на результатах анализа пользовательского опыта 30 представителей микро- и малого бизнеса, а также оценки функциональности и юзабилити 10 интернет-банков.
Если вы хотите больше узнать об исследовании, напишите Дмитрию Силаеву d.silaev@usabilitylab.net, и он ответит на все ваши вопросы.