Другие статьи цикла:
Юзабилити-проблемы мобильных приложений (часть I)
Удачные изменения в мобильных приложениях банков (часть I)
Удачные изменения в мобильных приложениях банков (часть II)
Функциональность мобильных банков: что актуально в 2018 году
1. Дизайн (визуальное оформление)
В эту категорию входят все проблемы, связанные с визуальным оформлением интерфейса.
Например, всегда плохо, когда экран визуально перегружен, и важная информация теряется на фоне второстепенной. В одном из приложений прямо на главном экране пользователю предлагают оформить кредит, открыть вклад или заказать еще одну карту. Само по себе это неплохо, но кнопки с призывом к действию настолько яркие, что полностью «заглушают» важную для пользователя информацию о вкладах и счетах.
Распространенная проблема среди многих банковских приложений — как обозначить связь между картой и счетом. Кому-то удается решить эту проблему, кому-то нет. Плохо, когда связь не обозначена совсем: ни расположением элементов на экране, ни иконками. Иногда даже добавление иконки не решает проблему, если иконка маленькая и неконтрастная. В таких случаях пользователь сможет догадаться, к кому счету привязана его карта, только сопоставив балансы.
Или, например, волшебная кнопка «еще», за которую можно спрятать все, что не уместилось в основное меню, в том числе информацию о банкоматах. В прошлом году на тестированиях мы видели, что пользователи с трудом находят банкоматы, потому что название кнопки «Еще» никак не подсказывало им, что по нажатию на нее откроется экран с нужным им разделом. В этом году ситуация усугубилась: после обновления приложения пользователь должен не только догадаться нажать на кнопку «еще», но и перейти на вкладку «инфо» на открывшемся экране.
Вывод: дизайн должен помогать, а не мешать, воспринимать информацию на экране. Мелочей здесь нет. Важно всё: выбор иконок, цвет и размер шрифтов, и, конечно же, цветовое оформление экрана. По нашему опыту, наилучший результат получается, когда проектировщик и дизайнер с самого начала проекта работают вместе.
2. Шумовые элементы (загроможденность интерфейса)
Категория проблем, связанная с посторонними объектами интерфейса, отвлекающими пользователя от его основных задач. Это ненужные в рамках задачи всплывающие сообщения, яркие баннеры и т. д.
Например, яркие баннеры могут заглушать информацию о продуктах. В итоге пользователи находят то, что им нужно, но жалуются на то, что баннеры их отвлекают.
Кажется, что это не очень критичная проблема, но иногда из-за перегруженности шумовыми элементами пользователь оказывается в принципе не в состоянии выполнить задачу. Например, на юзабилити-тестированиях одного из приложений мы видели, как пользователи, пытаясь найти информацию о банкоматах, несколько раз заходили на нужный экран и уходили с него, потому что не замечали кнопку «банкоматы» среди блоков с рекламой продуктов банка, курсами валют и новостями.
Вывод: так же, как и в случае с проблемами дизайна, здесь необходимо плотное взаимодействие дизайнера и проектировщика еще на этапе создания интерфейса. А выявить подобные проблемы лучше всего помогают юзабилити-тестирования с использованием ай-трекеров: на тепловых картах сразу видно, куда направлен взгляд пользователя.
3. Понятность информации (терминология, пиктограммы, графики)
Эта категория проблем относится к тому, насколько доступна для пользователя информация, которую он видит в приложении. В основном проблемы связаны с использованием сложной терминологии, но также могут затрагивать пиктограммы и графики.
Частично эта категория проблем пересекается с категорией «Информационные элементы»: в прошлой статье мы уже разобрали, как из-за использования непонятных технических терминов сообщения об ошибках становятся бесполезными.
Помимо сообщений об ошибках, проблемы с понятностью очень часто встречаются в истории операций: названия операций могут быть написаны по-английски или латиницей, с использованием банковских терминов или сокращений. Возможно, разработчикам каждая строчка в истории операций кажется очевидной и понятной, но не все пользователи знают английский, некоторые пугаются сложных слов и слабо представляют, что такое «Visa» или «MasterCard». Надпись вроде «Card2Card/Visa Direct/Rus» будет для них совершенно непонятна. В лучшем случае они смогут догадаться, что это была за операция, по ее сумме и дате.
Вывод: лучше немного недооценить техническую грамотность своих пользователей, чем переоценить ее. Постарайтесь избегать банковских терминов, даже если они кажутся вам очевидными, и не используйте английский язык или транслит.
4. Нехватка или отсутствие информации
Проблемы, возникающие из-за того, что интерфейс не предоставляет информацию, необходимую пользователю для решения задачи. Это может быть как «техническая» информация (сообщение об ошибке), так и содержательная (отсутствуют подробности по банковским операциям).
Например, пользователь может захотеть уточнить информацию о каком-то платеже: кому он был проведен, прошел он или нет. Если в истории операций он увидит только название и дату платежа, этого будет явно недостаточно, даже если показать на карте место, где был совершен платеж.
Нехватка информации может стать критичной проблемой. Например, в одном из приложений пользователь получает сообщение об успешном завершении платежа, даже если делает ошибку в реквизитах. О том, что-то пошло не так, он сможет узнать, только если заглянет в историю операций. По сути, здесь пересекаются проблемы трех категорий: «Нехватка/отсутствие информации» (пользователь не получает сообщение об ошибке при вводе реквизитов), «Информационные элементы» (сообщение об успешном завершении операции вводит пользователя в заблуждение), и «Логика последовательности действий» (пребывая в полной уверенности, что платеж прошел успешно, пользователи редко заглядывают в историю операций, а сообщение об ошибке можно увидеть только там).
Вывод: проектируя интерфейс, попробуйте поставить себя на место пользователя. Представьте себе, какую информацию он хотел бы видеть на каждом этапе выполнения задачи, в том числе в том случае, если что-то пойдет не так. После этого напишите необходимые сообщения. Такой подход позволит избежать проблем, подобных тем, что описаны в этом разделе.
Отчет об исследовании мобильных банковских приложений
Здесь мы рассмотрели четыре категории юзабилити-проблем, связанных с визуальным оформлением и текстами в мобильном приложении банка. Еще четыре категории, в которых юзабилити-проблемы были сгруппированы в зависимости от локализации в интерфейсе, мы рассмотрели в первой части статьи.
Все проблемы, о которых здесь написано, мы выявили на юзабилити-тестированиях, которые проводили в рамках ежегодного сравнительного исследования мобильных приложений 14 крупнейших российских банков. Мы выбрали приложения 14 крупнейших российских банков и оценили восемь ключевых пользовательских сценариев:
- вход в приложение;
- просмотр информации по счетам;
- просмотр истории операций по карте;
- перевод между своими счетами;
- перевод в другой банк;
- оплата мобильной связи;
- оплата коммунального платежа по ЕПД;
- поиск ближайшего банкомата.
Информацию о самых ярких юзабилити-проблемах и удачных решениях, связанных с реализацией каждого сценария, мы собрали в отчете об исследовании. Более подробно узнать об исследовании и заказать отчет можно на сайте www.rating.usabilitylab.ru или написав Дмитрию Силаеву: d.silaev@usabilitylab.net
Если вы хотите, чтобы мы оценили ваш интерфейс и описали категории юзабилити-проблем, которые там встречаются, оставьте заявку на сайте.
Подписывайтесь на наш Телеграм, чтобы не пропустить выход новых полезных статей!