Но есть более волнующая и интригующая профессия для психолога: делать удобнее цифровые продукты и сервисы, мобильные приложения, интернет-сайты, уличные устройства (инфокиоски и банкоматы). Эта специальность, как и всё, что связано с высокими технологиями, сейчас является наиболее востребованной, интересной и, что немаловажно, — высокооплачиваемой. Она позволяет выпускнику-психологу полностью раскрыть свой потенциал. У неё много названий. Наиболее старое — «человеко-компьютерное взаимодействие». Но сегодня чаще используют слова: «юзабилити» или «User Experience» (пользовательский опыт).
Юзабилити и UX
Давайте разберемся, что такое «юзабилити», «UX» и как называются люди, которые этим занимаются. Исходя из официального определения, прописанного в стандарте ISO 9241-210,
«Юзабилити — это свойство системы, продукта или услуги, при наличии которого конкретный пользователь может эксплуатировать систему в определенных условиях для достижения установленных целей с необходимой результативностью, эффективностью и удовлетворённостью».
Соответственно, человек, который исследует пользователей (их жизнь и работу), оценивает и улучшает пользовательские интерфейсы продуктов и сервисов, чтобы сделать их более удобными для целевых пользователей, называется «юзабилити-специалист».
Бывало у вас так, что вы хотели что-нибудь купить через интернет-магазин, но не могли найти нужный товар? Или, возможно, у вас не получается объяснить своей маме, как платить за квартиру через интернет-банк? Юзабилити-специалисты нужны, чтобы таких проблем ни у кого не возникало.
UX (от английского «user experience», то есть «пользовательский опыт») — более широкое понятие, чем «юзабилити», поскольку включает в себя не только удобство, но и эмоции пользователя. Обычно эту разницу объясняют на примере дороги: если «юзабилити» — это широкое и прямое как стрела шоссе, по которому можно максимально эффективно домчаться до выбранной цели, то UX — дорога, идущая среди прекрасных пейзажей и позволяющая получить удивительные впечатления от поездки.
А если более строго, то UX — это баланс желаемого, ожидаемого и фактического опыта взаимодействия пользователя с цифровыми продуктами.
UX-аналитики изучают, как пользователи взаимодействуют с продуктом, а затем дают компаниям рекомендации, как можно этот пользовательский опыт улучшить. Если в классической эргономике (которая является основой юзабилити) большое значение имеют анатомия и физиология тела человека, то при проектировании взаимодействия с цифровыми продуктами (то, чем занимается юзабилити) значительно важнее знание психологии человека: психологии познания и психологии мотивации, а с появлением систем, которыми пользуется группа пользователей, еще и знание социальной психологии. Поэтому в профессии UX-аналитика вы можете применить знания, которые вам давали на курсах экспериментальной психологии, психодиагностики и статистики (и которые вы, возможно, считали не очень нужными для своей будущей профессиональной жизни).
Что именно нужно знать и уметь для того, чтобы быть успешным UX-аналитиком? Большинство из необходимого вам даёт психологическое образование. Смотрите сами.
Умение планировать и проводить исследования с людьми
Как известно, чтобы защитить диплом, студент-психолог должен провести собственное исследование. А это значит, что он должен определиться с целью исследования, которую необходимо обосновать и согласовать, подобрать подходящий метод, найти достаточное количество участников исследования, провести само исследование, обработать и убедительно представить результаты, сфокусировав внимание тех, кто будет принимать работу, на главных выводах и открытиях.
Всему этому учат на курсах экспериментальной психологии. Если вы внимательно прослушали этот курс, то понимаете, для каких целей лучше подойдет качественное исследование, а для каких — количественное, когда нужно провести полноценный эксперимент, а когда достаточно поискового исследования. Вы можете определить, сколько и каких именно респондентов нужно отбирать для конкретного исследования и, скорее всего, вы даже умеете самостоятельно их искать и мотивировать.
Эти навыки отлично пригодятся в работе UX-аналитика. Когда мы в USABILITYLAB проводим собеседования с будущими сотрудниками и стажерами, то даем соискателям задание: спланировать исследование определенного продукта. По нашему опыту, выпускники-психологи часто справляются с заданием лучше, чем кандидаты с другим образованием, потому что, даже не имея особых познаний в области юзабилити, психологи могут спланировать сложное сравнительное исследование нескольких продуктов конкурирующих компаний (например, сайты мобильных операторов или мобильные приложения банков).
Владение разными методами исследования пользователей
На курсах экспериментальной психологии и психодиагностики, а также на множестве других курсов в зависимости от специализации, вас учили использовать различные методы исследований. Если посмотреть их список, то можно увидеть, что почти все они актуальны в области UX:
- глубинные интервью;
- опросы;
- наблюдение;
- семантический дифференциал;
- парные сравнения;
- дневниковые методики;
- анализ артефактов;
- eye-tracking (регистрация движений глаз);
- и даже психофизиологические методы (смотрите запись доклада Ксении Стерниной).
Знание статистики
Принято считать, что психологи — это чистые гуманитарии, испытывающие большие трудности при совершении даже простейших арифметических операций. Некоторые студенты-психологи и сами так думают и злятся, что их заставляют ходить на лекции по статистике.
Но добросовестные студенты, которые не прогуливали статистику, умеют проверять гипотезы, подбирать адекватные методы обработки в зависимости от характера данных и пользоваться разными статистическими пакетами, а эти знания необходимы UX-аналитикам для проведения разного рода количественных исследований. Например, чтобы составить портрет пользователя на основе результатов массового опроса, понадобится знание факторного анализа, а для чтобы обработать результаты карточной сортировки (это метод создания информационной структуры сайта) — кластерного. При сравнительном исследовании двух разных интерфейсов понадобятся различные параметрические и непараметрические методы сравнения двух выборок. Поэтому специалисты, которые владеют этими и другими методами обработки данных, на рынке ценятся очень высоко.
Знание того, как работает человеческая психика
Чтобы предлагать адекватные рекомендации тем, кто отвечает за судьбу продукта, UX-аналитики должны понимать, как работает зрительное восприятие, внимание, память и мышление.
Среди тех, кто не учился психологии, но работает в UX-среде, большой популярностью пользуются статьи про принципы гештальта в дизайне и книги типа «100 главных принципов дизайна. Как удержать внимание» (кстати, тем, кто не читал, очень рекомендуем).
У вас есть огромное преимущество перед юзабилити-специалистами, пришедшими в профессию из других областей. Вы знаете о том, как работает психика, не из разрозненных научно-популярных статей, а из лекций по общей психологии. Вы знаете, чем обосновано магическое число «7±2» и как обойти его ограничения, вы понимаете, каковы ресурсы внимания, что такое аффорданс, имеете четкое представление о том, как ненадежна и изменчива память и понимаете, чем мышление ребенка отличается от мышления взрослого. Для успешной работы в области UX все эти знания необходимы.
Какая психологическая специализация лучше всего подходит для работы в сфере UX?
Знания и умения, перечисленные выше, — базовые. Соответствующие курсы проходят все студенты-психологи независимо от специализации. Тем не менее, по нашему опыту, студентам некоторых специализаций легче начать работать в области UX, чем другим.
Когнитивная психология (не путать с когнитивной терапией). Если ваша область научных интересов лежит в области когнитивной психологии, значит, вы умеете планировать сложные исследования, владеете статистическими методами и очень хорошо разбираетесь в особенностях познавательных процессов. Например, в Высшей Школе Экономики на департаменте психологии открывается юзабилити-лаборатория для бакалавров когнитивного потока, где студенты будут учиться применять свои знания на практике.
Психофизиология. Если вы учитесь или учились на кафедре психофизиологии, то вы тоже умеете планировать эксперименты, а еще владеете аппаратными методами исследований, например, умеете регистрировать кожно-гальваническую реакцию и снимать энцефалограмму, что иногда пригождается совершенно неожиданным образом при проведении бизнес-исследований с пользователями цифровых продуктов.
Социальная психология. Многие выпускники этой специализации идут работать специалистами в организационном развитии, но умение проводить интервью и массовые опросы, знание статистики и умение обеспечить репрезентативность выборки пригодятся также и в работе юзабилити-специалиста. И вам будет особенно интересен новый аспект юзабилити — социально-ориентированное проектирование, когда нужно учитывать не только одного активного пользователя, но его социальное окружение.
Психология труда и инженерная психология. Исторически это самая близкая к UX сфера. Если вы учитесь на кафедре инженерной психологии, то разбираетесь в человеко-машинном взаимодействии, умеете описывать деятельность оператора и знаете основы эргономики. В МГУ на кафедре инженерной психологии направление юзабилити курирует профессор Леонова Анна Борисовна.
Карьера психологов в сфере UX
У нас в USABILITYLAB всегда работало много психологов: на данный момент это примерно треть всех наших специалистов. Мы хотим, чтобы число психологов в нашей отрасли увеличивалось, поэтому наша компания предоставляет студентам МГУ, ВШЭ и других ВУЗов возможность проходить производственную практику. К нам также обращаются за помощью в предоставлении базы для проведения дипломных и кандидатских исследований. Кроме того, мы всегда охотно принимаем выпускников или студентов последних курсов в качестве стажеров, если они могут продемонстрировать, что действительно умеют планировать исследования.
В USABILITYLAB карьера выпускника психологического ВУЗа выглядит следующим образом:
- стажер: помогает сотрудникам на разовых проектах; если он остается в компании, то становится младшим специалистом;
- младший специалист: помогает специалистам на проектах: протоколирует интервью и юзабилити-тестирования, пишет отчеты под руководством специалиста;
- специалист: выполняет проекты от начала до конца, обучает младших специалистов;
- ведущий специалист: планирует проекты, самостоятельно работает на наиболее сложных и ответственных проектах, контролирует качество работы других специалистов.
Когда UX-аналитик заканчивает этот профессиональный путь, он может заняться проектированием или стать руководителем проектов. Но некоторые из наших сотрудников принимают решение продолжить свой путь в других компаниях (чаще всего у наших киентов) или продолжить углубленно изучать HCD (человеко-ориентированное проектирование) в других странах. Нам всегда жалко расставаться с нашими специалистами, которые выросли у нас и стали звёздами, но мы понимаем, что это естественный ход их профессионального развития. Нас радует, что опыт работы в USABILITYLAB служит отличной рекомендацией, и те, кто работал у нас раньше, всегда быстро находят работу своей мечты.
Вот что говорят о нас те психологи, которые работали в нашей компании:
Максим Королёв (Билайн, Genotek)
В Usabilitylab я научился проводить качественные исследования, понял их важность. Включился в дизайн-среду, со времени работы в компании подписан на кучу профильных блогов по дизайну, исследованиям и продакт-менеджменту.Юлия Суворова (Ведомости)
В первую очередь, благодаря работе в USABILITYLAB я получила ценный опыт проведения качественных исследований и воспитала в себе качества критичного отношения к выводам тестов, экспериментов и вообще всего что происходит вокруг. Я поняла, что всё можно поставить под сомнение и не существует никаких «серебряных пуль», best practice и прочих «все так делают», которые однозначно хорошо сработают в том или ином конкретном случае; что любой бизнес, в том числе и цифровой, выживает только при условии, что он предлагает клиентам что-то уникальное, а значит строит вокруг себя свой уникальный опыт взаимодействия с продуктами, интерфейсами и миром. И ещё я получила настоящих друзей, с которыми общаюсь и работаю до сих пор, потому что ничто так не сплачивает, как полевые исследования банкоматов Сбербанка в феврале, мороз −20, где-то на Ленинградском шоссе:) Жаль, что специалистов, соответствующих уровню моих бывших коллег из USABILITYLAB, в сфере качественных исследований интерфейсов на рынке пока так мало.Вячеслав Иванов (TU Eindhoven)
USABILITYLAB с нуля научил меня новой специальности. Дал опыт работы в самой тесно связанной, дружелюбной и поддерживающей команде в моей жизни. Позволил попрактиковать и попробовать на вкус вещи, которые мне всегда казались слишком непрофильными и страшными (ведение проектов, переговоры с клиентами).Мария Лайхтман («Фабрика Юзабилити» до 2017 года, сейчас работает в Израиле)
Работа в USABILITYLAB полностью изменила мою жизнь. Я попала на должность исследователя в роли стажёра, т.к. умела планировать и проводить исследования и эксперименты, знала, что такое выборка, репрезентативность, валидность, как подбирать респондентов, формулировать гипотезы и т.д.Это хорошая база для исследователя в любой сфере. Мне просто повезло попасть в сферу дизайна. И сейчас, когда я уже не занимаюсь исследованиями как таковыми, а больше делаю руками и говорю коллегам, что я психолог по специальности, все удивляются. А на самом деле все логично. Сейчас я занимаюсь тем, что мне ближе, но знания в сфере исследований и тот опыт, который я получила в USABILITYLAB сильно помогает в продуктовой работе. В целом, можно смело сказать, что если бы я не пошла работать в USABILITYLAB, сейчас была бы другим человеком.
Вячеслав Степанов («КонсультантПлюс»)
USABILITYLAB стала для меня входом в сферу UX. До этого я занимался академическими когнитивными исследованиями и прикладными исследованиями в организационном консалтинге. В USABILITYLAB я применил исследовательские навыки в новой сфере, здесь я вступил в новую для себя область, вошёл в неё сам, а затем и привел в неё других психологов-исследователей. Я благодарен USABILITYLAB за эту возможность.Татьяна Кравчук (РТ Лабс)
Работа в Юзабилитилаб дала мне базу, на основании которой я смогла работать и развиваться в других компаниях, наращивая опыт. Я очень благодарна Дмитрию Сатину и другим коллегам, которые учили меня и учились вместе со мной.
Спасибо всем психологам, кто работал, работает и будет работать у нас, мы очень вас любим!
Подписывайтесь на наш Телеграм, чтобы не пропустить выход новых полезных статей!