В рейтинг вошли 15 банков. Каждое банковское приложение оценивалось по набору базовых сценариев, создавались профили доступности и рассчитывался рейтинг доступности iOS- и Android-приложений. Первые места заняли Сбербанк, Альфа-Банк и РОСБАНК.
25 июня 2020 USABILITYLAB провела онлайн-встречу, на которой анонсировала рейтинг доступности мобильных банковских приложений для физических лиц 2020. Во встрече приняли участие 168 человек.
С докладами выступили:
- Юрий Божор (Банк России)
- Михаил Кузьмин (Сбербанк)
- Фамил Гаджиев (Альфа-Банк)
- Алексей Любимов (Эксперт по доступности в IT)
- Анна Минаева (USABILITYLAB)
Модерировал мероприятие Дмитрий Сатин, управляющий партнер USABILITYLAB.
“На вопрос зачем заниматься общедоступностью есть единственный правильный ответ. Не уделять внимания общедоступности – это просто бесчеловечно. Продукты, созданные с нарушением стандартов общедоступности увеличивают страдания людей с временными или постоянными ограничениями – зрения, слуха, моторики, речи и т.д. Есть что-то фашистское, когда приложением банка могут успешно пользоваться только идеально-здоровые люди.
Когда нас спрашивают, а сколько таких людей с ограничениями? Стоит ли им уделять внимание? Мне хочется встречно спросить – а сколько существует идеально здоровых людей?!
Мы должны делать вещи универсально доступными. Если вы завтра заболеете, сломаете руки, или у вас возникнет временное нарушение зрения, вы будете проклинать разработчиков, которые не подумали, что в этот момент, когда вам и без того плохо, вы не можете нормально пользоваться привычными вещами.”
– подчеркнул Дмитрий Сатин в начале мероприятия.
Алексей Любимов продемонстрировал, как незрячие люди пользуются экранными дикторами (VoiceOver и TalkBack) при решении своих повседневных задач и это произвело сильное впечатление, так как участники вебинара увидели воочию, как сложно людям с проблемами зрения разбираться в приложениях и как именно это работает.
Юрий Анатольевич Божор рассказал о позиции регулятора и той работе, которую проводит Банк России, чтобы сделать финансовые сервисы общедоступными:
“Одно из приоритетных направлений стратегии повышения финансовой доступности в Российской Федерации на период 2018-2020 годов – повышение уровня доступности и качества финансовых услуг для людей, ограниченных в доступе к финансовым услугам, в том числе в силу ограничений здоровья.
В 2019 году была завершена реализация нашей трехлетней Дорожной карты повышения доступности финансовых услуг для людей с инвалидностью, маломобильных групп населения и пожилого населения. Мы подготовили, согласовали с Минтрудом и только что утвердили аналогичную дорожную карту на следующие два года, в которой наиболее пристальное внимание уделяется людям с ментальными особенностями и пожилым людям.
Мы начали эту работу в 2016 году. За это время мы выпустили ряд информационных писем и методических рекомендаций для финансовых организаций по созданию инклюзивной среды и повышению финансовой доступности для уязвимых категорий населения.
Здесь важно обеспечить современные дистанционные каналы предоставления финансовых услуг, что особенно проявилось в эти три трудные месяца самоизоляции, когда наличие дистанционных способов оплаты и получения других финансовых услуг помогло наиболее уязвимым гражданам оставаться дома и обеспечивать реализацию своих потребностей.
В 2019 году мы приняли активное участие в разработке обновленного национального стандарта, направленного на создание безбарьерной цифровой среды ( ГОСТ Р 52872–2019)
Мы приветствуем инициативу участников рынка по развитию современных технологий обслуживания, и нам очень интересен взгляд со стороны. Так, например, согласно рейтингу доступности мобильных приложений для Android и iOS 12 крупнейших розничных банков, составленному в 2019 году средний балл составил около 20 баллов из 30 возможных, что свидетельствует о доступности для людей с инвалидностью базового набора операций, однако выявлены были зоны развития, в первую очередь для приложений на платформе iOS. Эти результаты были доведены банковскими ассоциациями, обществами и объединениями инвалидов до своих участников. Результаты текущего рейтинга демонстрируют прогресс, что показывает важность составления таких оценок для стимулирования развития и доступности банковских услуг для уязвимых категорий.”
Михаил Кузьмин (Сбербанк) и Фамил Гаджиев (Альфа-Банк) поделились опытом, как организована работа по доступности в их банках.
Анна Минаева представила результаты исследования USABILITYLAB и поделилась итоговыми рейтингами. Оценивалась работа с приложениями незрячих, слабовидящих, а также людей с нарушениями моторики, слуха и речи.
Если в части нарушений моторики, слуха и речи мобильные приложения банков почти не различаются по уровням доступности, то в части незрячих и слабовидящих банковские приложения показали разную доступность.
Лидеры доступности для незрячих пользователей на платформе Android
- Сбербанк
- Тинькофф Банк, ЮниКредит Банк
- ВТБ
Лидеры доступности для незрячих пользователей на платформе iOS
- Сбербанк
- Россельхозбанк
- Промсвязьбанк
Лидеры доступности для слабовидящих пользователей
- Альфа-Банк, Газпромбанк
- РайффайзенБанк, Сбербанк, МТС Банк, Росбанк, Россельхозбанк
Общий рейтинг доступности мобильных банковских приложений для физических лиц 2020
- Сбербанк
- Альфа-Банк
- Росбанк
- МТС Банк и Россельхозбанк
- Тинькофф Банк
- РайффайзенБанк
- Промсвязьбанк и ЮниКредит Банк
- ВТБ
- Хоум Кредит Банк
- Открытие
- Газпромбанк
- Банк Санкт-Петербург
- Русский Стандарт