Современные ай-трекеры и их возможности для юзабилити-тестирования. Часть I

09 Март

Целью обзора является сравнительный анализ систем видеоокулографии или ай-трекеров (eye-tracker) на применимость для юзабилити-тестирования. В связи с этим мы не рассматривали ай-трекеры
специального назначения, например, для медицинских или академических исследований, которые обычно имеют избыточные для юзабилити-тестирований характеристики, что отражается на их цене. Кроме того, в таких ай-трекерах
голова человека фиксируется в специальных рамках, из-за чего эти устройства неудобны при использовании и пугают респондентов.

Напомним, что назначение ай-трекеров заключается в регистрации направления взгляда человека при его взаимодействии с различными объектами, например, компьютерами.
Прежде чем перейти к анализу конкретных моделей ай-трекеров, рассмотрим их наиболее значимые параметры, по которым затем будем проводить сравнение.

Основные параметры ай-трекеров

Точность измерений: отражает, насколько малое изменение углового перемещения взгляда способен уловить ай-трекер. У большинства современных ай-трекеров точность составляет порядка 0,5-1 угловой градус,
что более чем достаточно для юзабилити-тестирований.

Частота сканирования: отражает количество кадров в секунду, которое делает камера ай-трекера (например, 30 Гц 30 кадров в секунду). Для получения данных о фиксациях взгляда
в ходе юзабилити-тестирования достаточно частоты 30-60 Гц. Ай-трекеры с большей частотой требуются для выделения в движениях глаз саккад или скачков глаз, они применяются в других областях и для юзабилити-тестирований
такая частота в общем-то избыточна.

Допустимое расстояние до объекта: отражает насколько далеко должен располагаться пользователь от исследуемого объекта. Этот показатель важен, если ай-трекер планируется использовать
с различными по размеру экранами (планшетами, стандартными и широкоэкранными мониторами). Например, люди часто в ходе работы держат планшеты на расстоянии менее 40 см от глаз, а при работе
с компьютерным монитором — 70-80 см. Поэтому для комфортного тестирования при работе на обоих устройствах ай-трекер должен ловить взгляд уже на расстоянии 40-80 см. Если этот показатель
составляет большой диапазон, тогда пользователи могут вести себя достаточно естественно: сутулиться, приближаться или отдаляться от экрана. Если этот диапазон узок, тогда даже небольшие движения головы пользователя будут приводить
к прекращению измерений движений глаз.

Допустимый диапазон движения головой: диапазон линейных или угловых перемещений вправо/влево и вверх/вниз, которые пользователь может совершать в ходе тестирования без потери данных.
Этот параметр измеряется либо в сантиметрах (на какое расстояние может сдвинуться пользователь), либо в градусах (на какой угол он может отвернуться). Чем больше свобода движений пользователя, тем более естественно
он может себя вести, не снижая при этом качество регистрируемых данных.

Монокулярный или бинокулярный способ регистрации: позволяет регистрировать направление взгляда от одного или двух глаз. Не является существенным параметром для юзабилити-тестирований,
но может быть значимым в отдельных случаях необходимости проведения тонкого анализа процессов восприятия.

Вес и размер: данные параметры важны в основном для надеваемых устройств или при проведении исследований не в лабораторных, а в естественных условиях.

Совместимость с мобильными устройствами: параметр важен при использовании ай-трекеров для тестирования мобильных устройств. Если такой совместимости нет, то для тестирования мобильных устройств
будет необходимо дополнительное оборудование.

Программное обеспечение

Несмотря на конструктивные отличия разных ай-трекеров, их программное обеспечение выполняет примерно одни и те же функции.

Рис. 1. Пример зрительных маршрутов при разглядывании разных моделей брюк и их сравнении с эталоном (видно, что при сравнении пользователь ориентировался на детали брюк в районе
пояса и колена правой ноги)

 

Первая функция программ ай-трекеров заключается в построении зрительных маршрутов, т.е. траекторий перемещения взгляда человека по объекту, например,
экрану монитора во время выполнения какой-либо деятельности. При этом фиксации взгляда отображаются в виде закрашенных кружков разного размера по принципу «чем продолжительнее фиксация,
тем больше диаметр кружка». Перевод взгляда на другой графический элемент отображается в виде прямой линии. Соответственно, зрительные маршруты имеют вид ломанных прямых линий, соединяющих кружки разного размера (см. рис. 1).

Зрительные маршруты можно наблюдать как в ходе тестирования, так и при воспроизведении его результатов. Иногда программы позволяют накладывать зрительные маршруты нескольких респондентов
при решении одной и той же задачи, применяя для этого разную раскраску кружков, обозначающих фиксации.

Вторая функция программного обеспечения ай-трекеров состоит в построении зон внимания или тепловых карт (heating map) (см. рис. 2). С их помощью можно
сравнить привлекательность для респондента разных зон наблюдаемого объекта (экрана монитора).

Рис. 2. Пример зон внимания при разглядывании разных моделей брюк (видно, что модели 2 и 4 и соответствующие элементы брюк привлекли набольшее внимание)

 

Зоны внимания можно строить двумя способами: усредняя длительность фиксаций за какой-то период времени или их количество. Иногда результаты, получаемые разными способами, совпадают,
а иногда — значительно отличаются. Строгое теоретическое обоснование выбора способов, к сожалению, отсутствует и отдается на усмотрение экспериментатора.

Третья функция программ ай-трекеров заключается в статистической обработке параметров движений глаз относительно разных зон, произвольно выделяемых экспериментатором. В число этих параметров
относятся те же длительности и количество фиксаций и амплитуды скачков между ними.

Продолжение читай здесь.


252
Контакты
Россия
129085, г.Москва, ул. Годовикова д.
9, стр. 2, подъезд 2.1, офис 2.22