Необходимый минимум
На сегодняшний день в минимальный набор необходимого оборудования для юзабилити-лаборатории входит:
- ноутбук с установленным ПО или ваш браузер с необходимыми подключенными плагинами;
- HD веб-камера с качеством записи не менее 720р для записи лица и голоса респондента;
- для тестирования мобильных устройств: камера с качеством записи не менее 1080р и регулировкой фокуса для получения качественной картинки с экрана устройства; штатив для веб-камеры, направленный на смартфон, или же мобильный стенд для фиксации камеры над телефоном.
При этом будет очень хорошо, если вам удастся найти тихое место, где можно спокойно провести тест, но практика показывает, что и это не всегда удается. У нас были случаи, когда юзабилити-тестирования проводились в шумном коридоре, и даже в раздевалке сотрудников. Например, при тестировании прототипа банкомата тесты пришлось проводить в коридоре офиса заказавшего тестирование банка, так как тестовый банкомат весом в 500 килограмм достаточно сложно переместить в отдельное помещение.
Юзабилити-лаборатория
Чтобы в ходе тестирования респондентам и специалистам ничего не мешало, лучше обустроить собственную юзабилити-лабораторию. Именно по этому пути мы и пошли. Юзабилити-лаборатория — это специально оборудованное помещение, позволяющее в комфорте проводить исследования с участием пользователей и фиксировать все необходимые данные:
- видео с компьютера или мобильного устройства, на котором работает респондент;
- голос и лицо респондента;
- движения глаз (при необходимости).
Наша лаборатория состоит из двух комнат: в одной находится респондент и модератор тестирования, а в другой — наблюдатели. Модератор сидит сбоку от респондента и смотрит в собственный монитор, на котором видит то же самое, что и респондент. За счет такого разделения мы можем быть уверены, что на поведение респондента не влияют никакие дополнительные факторы: ему не шумно, никто не ходит мимо него, никто не дышит у него за спиной и т. д. Атмосфера максимально комфортная, чтобы сосредоточиться на поставленной задаче.
Комнаты разделены односторонним зеркалом (зеркалом Гезелла). Сквозь такое стекло с одной стороны можно все хорошо рассмотреть, зато с другой не видно ничего, кроме собственного отражения. Благодаря профессиональному аудио оборудованию и дополнительным мониторам наблюдатели за зеркалом видят то же самое, что и тестируемый респондент, а так же прекрасно слышат то, что он говорит.
Мы часто рекомендуем нашим заказчикам лично присутствовать на тестировании, чтобы своими глазами увидеть, как пользователи взаимодействуют с продуктом. Если нет возможности присутствовать на всех тестированиях, то посетите хотя бы одно. Вы получите ценный опыт и сможете понять, как мыслит ваш клиент при работе с интерфейсом, ведь «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
На сегодняшний день в нашем распоряжении уже две современные лаборатории со всем необходимым оборудованием и программным обеспечением. Это позволяет нам только в собственном офисе ежегодно проводить около 130 юзабилити-тестирований веб-сайтов, мобильных и настольных интерфейсов.
Мобильные юзабилити-лаборатории
Иногда возникают ситуации, когда тестирования проводятся в стенах заказчика, например при оценке внутренней системы, работающей только в локальной сети. В этом случае, чтобы оборудовать рабочее место, вам понадобится портативная юзабилити-лаборатория. По сути это набор оборудования, который должен обеспечить проведение намеченного исследования и при этом быть легким и удобным в транспортировке. Этот набор по сути и есть «необходимый минимум», о котором мы писали в самом начале. В зависимости от исследования Вам, конечно, может потребоваться дополнительное оборудование, например eye-tracker, т. е. с собой нужно взять только то, без чего невозможно обойтись.
Вот что мы берем с собой на выездные тестирования: ноутбук с установленным ПО, eye-tracker Tobii и веб-камеру. Благодаря такой портативности, мы проводим юзабилити-тестирования не только в Москве, но и в других городах и даже странах, например, в Казахстане. Совсем недавно мы при помощи eye-tracker Tobii проводили тестирование на жильцах жилого комплекса в Санкт-Петербурге. Пытались разобраться, насколько сайт этого комплекса понятен для проживающих в нем людей.
На зарубежном рынке существуют примеры готовых мобильных решений, например Lab in a box («Лаборатория в коробке»), которое представляет из себя набор профессионального оборудования и ПО для обработки аудио и видеозаписи, интегрированное в ящик размером с чемодан. В нем есть все необходимые разъемы для подключения внешних устройств, а управляется все при помощи приложения на планшете или расширением в браузере Chrome. Главным достоинством является универсальность, за счет того, что все программное обеспечение уже зашито в корпусе, поэтому вам не нужно иметь сто сервисов для различных проектов. Однако, вам придется подключать периферию (веб-камеры, мониторы) для тестирования десктопа, например. Получается, что потребность в дополнительном оборудовании все еще присутствует. Решение интересное, но призвано скорее конкурировать со стационарными лабораториями, чем с приборами, которые помещаются в ваш рюкзак.
Заключение
Пожалуй, главный вывод, который нужно сделать: для проведения юзабилити-тестирования нужно не так уж много. Самое главное, без чего вы не сможете обойтись, это опытный специалист. Ведь цель проекта — определить степень удобства интерфейса, выявить проблемы и предложить решения, которые помогут избежать этих проблем в будущем. Проблемы могут быть не замечены или неправильно поняты, если исследование проводит человек без достаточного опыта. Уделите этому моменту особое внимание, иначе даже самая современная лаборатория окажется бесполезной.
Если вы хотите, чтобы мы помогли вам оборудовать юзабилити-лабораторию или провели для вас юзабилити-тестирование — оставьте заявку на сайте.
Подписывайтесь на наш Телеграм, чтобы не пропустить выход новых полезных статей!