24 сентября 2020 года состоялся вебинар “Бюджетирование UX в банках”. В вебинаре приняли участие 68 человек.
Докладчики:
- Алёна Свергуненко (Альфа-Банк)
- Екатерина Бакиева (МТС Банк)
- Наталья Кох (Тинькофф Банк)
Модератор и ведущий: Дмитрий Сатин (USABILITYLAB)
Презентации:
Алёна Свергуненко (Альфа-Банк) “Планирование бюджета UX лаборатории”
Екатерина Бакиева (МТС Банк) “Пример планирования бюджета на продуктовые исследования”
Наталья Кох (Тинькофф Банк) “Бюджет и Customer Experience”
Видео:
Подкаст:
Вступительное слово Дмитрия Сатина:
Юзабилити и UX проникают в компании как волонтерство сотрудников, которые тратят своё личное время, а иногда и деньги, чтобы улучшить качество разрабатываемого продукта.
Это происходит и в крупных банках – когда проводили Всемирный День Юзабилити в Альфа-Банке праздничный торт для гостей праздника был заказан на деньги тех, сотрудников, которые организовывали праздник. Зачастую проще заплатить самому, чем идти по пути долгих согласований. Да и в бюджете может не оказаться денег на торт, не потому что организация бедна, а потому что расходы нужно планировать. И UX-активности тоже.
Тема сегодняшней встречи – бюджетирования UX – очень актуальна – планирование бюджетов на 2021 год уже началось.
Почему так важно именно сейчас помочь банкам правильно расставить акценты в бюджетах?
Потому что очень часто, когда вскрываются проблемы с обслуживанием клиентов в цифровых каналах, ответственные сотрудники в банках отвечают, что на решение этой проблемы в бюджете нет денег.
Мы хотим помочь людям, которые отвечают в банках за пользовательский опыт – не попадать в такую ситуацию. Мы пригласили ваших коллег из Альфы, МТС-Банка и Тинькофф, которые поделятся тем, как они планируют и закладывают в бюджет на год UX-работы.
Мне лично кажется, что это будет интересно не только сотрудникам банков, но всем, кто работает в больших компаниях с бюджетным планированием.
Якоб Нильсен, один из законодателей юзабилити, когда-то высказал оценку, что на юзабилити нужно тратить 10% от бюджета разработки.
В контексте бюджетирования такая оценка кажется позволяет упростить задачу – если известны бюджеты разработки, то посчитать 10% от них очень просто. (А если UX больше связан с бюджетами маркетинга?)
НО! Это просто, если мы как финансисты планируем потратить эти средства на внешних подрядчиков, которые сделают нам продукт. А многие банки, превращаясь, как говорит Греф, в технологические компании с банковской лицензией, держат штат разработчиков, аналитиков и UX’еров внутри.
Здесь начинаются сложности с финансовым планированием и обоснованием дополнительных затрат на UX. Фонд оплаты труда, это не бюджет тех, кто определяет UX-политику в банке. Этим фондом управляют другие люди. Задачу упростила бы UNIT-экономика, когда каждая структура, трайб, команда, полностью бы отвечала за все свои траты и доходы. Но реализовать такой подход зачастую невозможно, так как многие обслуживающие службы не имеют своих самостоятельных доходов.
Тогда нужно разобраться с несколькими вопросами:
- Кто в банке отвечает за UX-бюджет?
- Главный за UX и CX? В некоторых банках есть такая должность, но очень часто этот человек не располагает какими-либо бюджетами, его подразделение консультирует, обучает, агитирует, выполняет функции аудитора и мониторинга.
- Владелец продукта? У него право принимать большинство решений о судьбе продукта (вплоть до его закрытия), и он должен иметь в том числе финансовые рычаги для достижения целей продукта.
- Что входит в UX-бюджет?
- Оплата респондентов и сервисов для проведения исследований
- Закупка услуг внешних подрядчиков
- Обучение
- А найм UX-специалистов? Аутстаф
- Строительство и модернизация UX-лаборатории
- Как рассчитать будущие затраты на UX?
- Например, сколько UX-исследований понадобится в следующем году?
- Что взять за основу такого расчета? Количество продуктов, проектов, релизов?
- Как планировать и закупать то, что может относится к интересам разным направлений, владеющих бюджетами (например, результаты отраслевых исследований)?
Вопросы и ответы из чата:
1. Оцениваете ли вы как-то доходность UX исследования?
- Альфа-Банк. Да, мы оценивем на уровне KPI. Мы относимся к департаменту Цифровой Бизнес, а любой бизнес создается с целью зарабатывания денег. Например, если в kpi стоит увеличение транзакционной активности, мы в первую очередь создаем дашборд с воронкой, чтобы понимать текщие значения, далее иницируем исследования, формируем бэклог и смотрим как меняются значения.
2. В фин. модели доход формируют продажи, если план продаж не выполняется, режут расходы, в первую очередь на исследования?
- В Альфе считается что UX это конкурентное преимущество, если не выполняются продажи – значит плохой UX.
3. А как же быть в ситуации, когда UX хороший, но продукт не нужен? Тут UX не панацея.
- Альфа-Банк. Если продукт не нужен, значит изначально плохой UX. Мы убираем продукты и процессы, которые не нужны клиенту.