Разработка или проектирование?
Если почитать описания вакансии «разработчик пользовательского интерфейса», то окажется, что на эту должность всегда требуются специалисты с навыками программирования. Поэтому логично предположить, что процесс разработки обязательно должен включать в себя написание кода — раз этого требуют от соискателей.
Пример требований к разработчику пользовательских интерфейсов (описание взято с сайта hh.ru)
Исходя из этого, мы внутри USABILITYLAB приняли для себя решение пользоваться следующими определениями:
- процесс, включающий в себя программирование, — это разработка пользовательского интерфейса;
- создание макетов экранов на основе исследований пользователей — это проектирование пользовательского интерфейса.
Такое разделение позволяет нам избежать терминологической путаницы и четко обозначить сферу своей деятельности. Мы занимаемся проектированием пользовательских интерфейсов, то есть:
- исследуем потребности бизнеса (заказчика) и целевой аудитории продукта;
- на основании результатов исследований создаем макеты экранов продукта (низко- и высокодетализированные прототипы);
- тестируем наши решения на представителях целевой аудитории;
- исправляем прототипы на основании результатов тестирования.
На выходе заказчик получает высокодетализированные макеты экранов, или, при необходимости, интерактивный прототип в формате HTML, который иллюстрирует основные принципы взаимодействия с интерфейсом. Прототипы и документ с их описанием (спецификацию) можно отдать дизайнерам и программистам, которые и займутся дальнейшей разработкой интерфейса.
Единство и борьба
Разницу подходов разработчиков и проектировщиков пользовательского интерфейса можно увидеть по заданию на разработку или плану проекта. Так, если задание имеет функциональную ориентированность
и не содержит информацию с персонами, сценариями, то скорее всего его делали разработчики, а юзабилити-специалитов не приглашали. Быть уверенным, что интерфейс будет удобным, в таком случае не приходится.
Знаменитый дом Винчестеров, который является воплощением разработки без проектирования. Хозяйка дома верила, что, как только строительство будет закончено, она умрет, поэтому у дома появлялись все новые и новые пристройки.
Некоторые разработчики говорят, что и так думают о пользователях при создании интерфейсов, поэтому никакие дополнительные исследования не нужны. Из-за этого этап проектирования воспринимается ими как лишний, увеличивающий сроки и бюджет проекта. Вследствие такого подхода часто получаются неудобные, непонятные и перегруженные интерфейсы. Дело в том, что мышление разработчика слишком сильно отличается от мышления обычного неподготовленного пользователя, поэтому первый может лишь пытаться угадать, часто неверно, потребности и ограничения второго.
В доме Винчестеров множество комнат, есть лестницы, ведущие никуда, а также окна между комнатами.
Проектировщик по понятным причинам также не может обойтись без разработчика. Во-первых, он должен учитывать технические ограничения системы, для которой проектирует интерфейс — а информацию о них
он получает от разработчика. Во-вторых, любой, самый лучший, макет так и останется макетом, если разработчик не займется его внедрением.
Сотрудники USABILITYLAB понимают это. Поэтому мы стремимся к тесному взаимодействию с представителями заказчика как во время проекта (на этапе создания макетов), так и после него: в рамках услуги авторского надзора мы консультируем разработчиков, создающих интерфейс по нашим прототипам. Благодаря такому подходу мы можем гарантировать, что интерфейсы, разработанные с нашим участием, будут максимально удобными для пользователей и эффективными с точки зрения бизнес-показателей.
Если вы хотите, чтобы мы спроектировали для вас интерфейс, оставьте заявку на сайте.
Подписывайтесь на наш Телеграм, чтобы не пропустить выход новых полезных статей!
Применяется в Проектировании интерфейсов