Технический регламент: стандарты разработки интернет-ресурсов государственных учреждений

01 Август

ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ

CТАНДАРТЫ РАЗРАБОТКИ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

[проект]

Составитель и переводчик: Д.Ю. Новичков

Редакторы: Д.К. Сатин, к.т.н. А.Н. Дудинов, Ю.В. Любимова

Научный редактор: д.п.н. А.Н. Костин

Настоящий документ составлен на основе анализа существующих стандартов государственных интернет-ресурсов стран с развитой системой использования инфокоммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти специалистами UsabilityLab и Союза вебмастеров России.

Цели регламента:

  1. Регламентировать технические подходы к разработке официальных ресурсов государственных учреждений
  2. Определить необходимые технические требования к размещению социально-значимой информации на официальных интернет-ресурсах государственных учреждений с учетом доступности для различных групп пользователей.
  3. Определить технические требования по совместимости с различным пользовательским ПО.
  4. Повысить качество оказываемых населению услуг
  5. Повысить эффективности работы государственного аппарата за счет использования интернет-технологий.

Назначение настоящего регламента

Настоящий документ содержит требования по разработке официальных интернет-ресурсов государственных учреждений. Регламент ориентирован на лиц, отвечающих за разработку официальных интернет-ресурсов государственных учреждений, ответственных за принятие решений об информационных стратегиях государственных учреждений, других заинтересованных лиц и участников процессов, связанных с разработкой или модернизацией интернет-ресурсов государственных учреждений.

Документ описывает способы эффективного и экономически обоснованного достижения действующих международных стандартов дизайна ориентированного на пользователя:

  • ISO 13407 — Процессы дизайна ориентированного на пользователя в интерактивных системах
  • ISO 18529 — Эргономика взаимодействия человека и системы.

Ключевые понятия, используемые в документе

Веб-сайт или сайт, интернет-ресурс (англ. website, от web — паутина и site — «место») — это одна или совокупность веб-страниц, доступных в Интернете через протоколы HTTP/HTTPS. Страницы сайта объединены общим корневым адресом, а также обычно темой, логической структурой, оформлением и/или авторством. Совокупность всех общедоступных сайтов есть всемирная компьютерная сеть (паутина).

Юзабилити — международный стандарт ISO 9241-11 определяет юзабилити как «cтепень, с которой продукт может быть использован определёнными пользователями при определённом контексте использования для достижения определённых целей с должной эффективностью, продуктивностью и удовлетворённостью». При этом относительная важность всех трех аспектов определяется этим самым контекстом.

Дизайн (графическое оформление), ориентированный на пользователя (ДОП) – это подход к разработке графического оформления веб-сайта, которые обеспечивает пользователей ресурса средствами для достижения стоящих перед ними целей. Качественный сайт государственного учреждения с точки зрения удобства и эффективности его использования пользователями (далее «юзабилити») – это сайт, который достигает целей, поставленных заказчиком, и одновременно отвечает потребностям его пользователей.

Большинство веб-сайтов построены в расчете на несколько целевых групп пользователей. Целевые группы необходимо определить до начала разработки веб-сайта. Сотрудники, ответственные за разработку сайтов государственных учреждений, должны решить, какие целевые группы необходимо привлечь на сайт, а также какие цели этих групп необходимо учесть при планировании веб-сайта.

Целевые группы пользователей – группы лиц, объединенные по каким-либо ключевым признакам, являющиеся посетителями веб-сайта с целью получения необходимой информации и / или направлением запросов в адрес государственного учреждения.

Перед началом разработки и в процессе эксплуатации необходимо:

  1. Подготовить описание целевых групп, для чего провести предварительное исследование потребностей пользователей;
  2. Регулярно проводить тестирование сайта для выявления:
    • отвечает ли веб-сайт потребностям пользователей;
    • достигает ли веб-сайт целей, для которых был создан;

Веб-сайт должен постоянно находиться в процессе улучшения и адаптации к нуждам пользователей.

Цели разработки веб-сайта

Цели государственных учреждений могут отличаться, различны и цели веб-сайтов этих учреждений.

Основными среди них являются:

  • предоставление гражданам достоверной и оперативной социально-значимой информации об оказываемых услугах и сферах деятельности учреждения;
  • формирование имиджа учреждения и разъяснение гражданам его места в государственной политике страны;
  • обеспечение эффективного двустороннего взаимодействия между гражданами и госучреждением;
  • обеспечение быстрого доступа к контактной информации специалистов, работающих с населением.

Небольшое исключение составляют веб-сайты, предназначенные для продвижения массовых и общественных кампаний. Для них принципы дизайна, ориентированного на пользователя, будет отличаться. Такие веб-сайты имеют обычно четко очерченные целевые аудитории, которые привлекаются посредством традиционных (off-line) каналов информации, и дизайн их должен повышать эффективность кампании.

Структура документа

Проект стандарта состоит из 5 разделов:

  1. Учет потребностей пользователей при разработке сайтов
  2. Дизайн, Ориентированный на Пользователя (ДОП)
  3. Работа с веб-дизайнерами
  4. Разработка контента
  5. Разработка сервисов

Раздел 1. Учет потребностей пользователей при разработке сайтов

При разработке веб-сайтов следует помнить, что нет единого типа или «среднестатистического» пользователя.

Разрабатывая государственный веб-сайт, необходимо учитывать различный опыт пользователей в Интернете, а также разные цели, с которыми пользователи придут на веб-сайт.

1.1 Определение задач веб-сайта.

  1. Определить основные структурные и технологические элементы будущего веб-сайта.
  2. Определить соответствие веб-сайта целям и задачам государственного учреждения и механизмы их реализации на сайте.
  3. Определить круг специалистов, заинтересованных и других лиц, которые могут повлиять на планирование и разработку веб-сайта. Таким образом, будут учтены нужды и потребности всех заинтересованных сторон и групп пользователей.
  4. Подготовить Техническое описание веб-сайта – документ, в котором должно содержаться подробное описание целей, задач, структуры, сервисов и дополнительных возможностей веб-сайта. В нем должны быть даны ответы на следующий ряд вопросов:
    • Для чего нужен веб-сайт?
    • Какие основные и второстепенные задачи стоят перед сайтом?
    • Имеются ли еще какие-либо группы лиц, чьи интересы могут быть затронуты?
    • Кто предполагаемые пользователи веб-сайта и каковы их потребности?
    • Какие из этих потребностей проще всего удовлетворить при помощи веб-сайта?
    • Какая информация и действия требуются для удовлетворения этих потребностей?
    • Как веб-сайт будет связан с другими каналами передачи информации, в том числе, службами справки и информации, call-центрами, SMS-службами или мобильными средствами связи?
    • Какие технические требования ставятся перед сайтом?
    • Каковы бюджетные требования веб-сайта?
    • Какое оборудование и в каких условиях будет использоваться?
    • Как будет использоваться сайт: сколько пользователей планируется привлечь? Сколько времени у них займет выполнение их задач?
    • Как планируется оказывать помощь и поддержку пользователям веб-сайта?
    • Как сайт будет обслуживаться и поддерживаться?
    • Каковы критерии успешности деятельности сайта?
  5. Поскольку сайт любого государственного учреждения должен отвечать интересам и нуждам пользователей, необходимо на самых ранних этапах работы согласовать, запланировать и заложить в бюджет участие самих пользователей в работе над сайтом, а также на проведение юзабилити-тестирования.

1.2. Определение потребностей пользователей

Одной из важных составляющих определения задач веб-сайта государственного учреждения является определение целевой аудитории сайта и выяснение ее характеристик и потребностей. Для этого необходимо выяснить:

  • с какого компьютера пользователи будут заходить на сайт (домашнего или рабочего);
  • какой опыт работы в Интернете есть у разных групп пользователей;
  • другие характеристики, такие как возраст, профессиональный или непрофессиональный интерес к предмету, уровень образования и т.д.

2. Обязательные элементы для удовлетворения потребностей пользователей:

  1. Возможность получения обратной связи от пользователей.
  2. Проведение традиционных исследований на определение пользовательских потребностей в режиме off-line и on-line.
  3. Наличие в структуре сайта системы управления взаимодействием с пользователем, позволяющей операторам сайта узнать различные типы запросов пользователей, отвечать на такие запросы, оказывать оперативную помощь и поддержку пользователей, создать базу для формирования новых, персонализированных отношений с гражданами.
  4. Использование систем отслеживания поведения пользователей на сайте с предоставлением статистической информации о наиболее посещаемых разделах.

3. Обеспечение удобства пользователей с проведением обязательного юзабилити-тестирования.

  1. Обязательной частью разработки и развития веб-сайта государственного учреждения должно являться юзабилити-тестирование.
  2. Группа участников пользовательского тестирования должна быть репрезентативной целевой аудитории тестируемого веб-сайта.
  3. Тестирование должно проводиться на соответствующем оборудовании и с использованием апробированных методик силами и средствами самого учреждения или с помощью привлеченных специалистов.
  4. Результатом тестирования должно стать официальное заключение специалистов, содержащие следующие обязательные сведения:
    • Понимают ли пользователи основное назначение сайта;
    • Могут ли пользователи найти на сайте нужную информацию и услуги;
    • Насколько простым они находят использование этих услуг;
    • Насколько простым является для них заполнение форм, необходимых для проведения транзакций;
    • Могут ли быть достигнуты цели, которые определены для сайта.
  5. Перед началом тестирования должен быть разработан списки задач, которые пользователи могут реализовать, соответствующий целям и задач официального сайта государственного учреждения.
  6. Проведение тестирования должно сопровождаться документальной записью доступными техническими средствами и последующим анализом.

4. Прогнозирование удовлетворенности пользователей

До начала разработки веб-сайта необходимо провести прогнозирование удовлетворенности пользователя, включающее пять основных прогностических факторов:

Прогностический фактор 1: Скорость загрузки страниц

Данный фактор зависит от скорости соединения и скорости переходов между страницами на сайте. Сведения, необходимые для определения скорости загрузки веб-сайта:

  • Определение системы безопасности сервера;
  • Оптимизация сайта с точки зрения загрузки графики (количество и размеры иллюстраций и прочих объектов);
  • Определение необходимости наличия анимации на сайте;
  • Возможности для сокращения времени загрузки страниц;
  • Размещение отдельных документов в виде файлов для загрузки;
  • Обеспечение доступа различных категорий пользователей к сайту, включая людей с ограниченными физическими возможностями, а также тех, кто использует программные средства ограничения доступа на различные ресурсы;
  • Оптимизация отображения сайта для всех типов разрешения экрана, браузеров и операционных систем;
  • Объективность проведения тестирования скорости загрузки.

Прогностический фактор 2: Навигация и организация информации на сайте

Данный фактор определяет удобство навигации по сайту, последовательность ссылок и их отображение. Минимальные требования, которые должны быть учтены при разработке:

  • Наличие на сайте основных способов навигации;
  • Видимость основных способов навигации без прокручивания (скроллинга) страницы;
  • Очевидность для пользователя возможности перехода по навигационным элементам;
  • Использование в название навигационных элементов только официального языка и слов, соответствующих назначению элемента и содержанию раздела;
  • Логика иерархии информации для пользователя;
  • Обеспечение для пользователя возможности перемещения между разделами сайта без использования элементов браузера «Вернуться назад»;
  • Необходимость сообщения пользователю его местонахождения на сайте в настоящий момент;
  • Наличие на сайте возможности поиска информации и ее доступность пользователю;

Прогностический фактор 3: Содержание

Данный фактор отражает объемы и разнообразие содержание сайта, количество слов и качество текстовых материалов. Необходимые требования:

  • Адаптация текстовых материалов, инструктирующих и информирующих пользователей, для удобства восприятия с экрана;
  • Разделение текстов на абзацы, использование маркированных списков, а также выделение полужирным шрифтом наиболее важных сообщений для облегчения сканирования текста взглядом;
  • Соответствие контента (информационного наполнения) запросам целевой аудитории;
  • Полнота представления информации, которой располагает учреждения;
  • Регулярное и оперативное обновление текстовой информации;
  • Использование эффективных способов оповещения пользователей об обновлении информации;
  • Организация удобного поиска информации на сайте;
  • Наличие подробной карты сайта.

Прогностический фактор 4: Взаимодействие

Данный фактор отражает то, насколько эффективно пользователь может реализовать функции, заложенные в сайте. Минимальные требования для обеспечения эффективного взаимодействия:

  • Возможность для посетителя легко воспользоваться заложенными в сайте функциями;
  • Возможность персонализации сайта для пользователя.

Прогностический фактор 5: Оперативность реагирования на запрос пользователей

Данный фактор отражает то, насколько быстро и эффективно пользователь может получить информацию о сайте и услугах, которые он предлагает. Необходимые требования:

  • Наличие раздела «Часто задаваемые вопросы» или аналогичного;
  • Наличие формы обратной связи и формы, с помощью которой можно задать вопрос (по электронной почте или при помощи специальной формы отправки запросов), которого нет в списке «Часто задаваемые вопросы»;
  • Наличие на сайте полной контактной информации: адреса и телефонные номера;
  • Оперативность реагирования на запросы пользователей. Минимальный ответ – информация о том, что запрос на рассмотрении должен отправляться в течение двух дней.

Раздел 2. Дизайн, ориентированный на пользователя (ДОП)

Организация дизайна, ориентированного на пользователя (ДОП), для систем взаимодействия описана в международных стандартах ISO 13407 и ISO TR 18529. Эти стандарты определяют семь этапов эффективного внедрения ДОП. Они могут быть также успешно применены для оценки использования принципов ДОП.

Целью создания веб-сайта является предоставление пользователю возможности найти на нем нужную информацию или выполнить то или иное действие. Соответственно первичной целью качественного дизайна сайта является максимальное облегчение пользователю выполнение этих задач.

2.1. Основные принципы ДОП

2.1.1. Активное привлечение пользователей к разработке веб-сайта приводит к лучшему пониманию пользователей и требований к задачам. Привлечение конечных пользователей повышает их принятие веб-сайта и в дальнейшем их лояльность, поскольку пользователи чувствуют, когда сайт создан с для них, а когда был навязан им.

2.1.2. При разработке дизайна, ориентированного на пользователя, необходимо учитывать, что существует множество типов пользователей. Должны быть составлены профили аудитории и с учетом их интересов при планировании. Профили аудитории могут описывать:

  • опыт работы в Интернете;
  • уровень интереса к предмету;
  • демографические характеристики;

2.2. Этапы ДОП

Необходимо рассматривать ДОП как процесс достижения максимального качества веб-ресурса. Для этих целей его можно разделить на основные этапы, в которых интересы пользователя ставятся на первое место на любом этапе готовности системы:

  • Сбор маркетинговых данных. Проводится перед началом работы и служит для определения целей, задач и стратегий реализации проекта.
  • Определение и планирование системной стратегии. Все лица, ответственные и / или участвующие в разработке веб-сайта должны быть осведомлены о целях, задачах и этапах разработки, а также о внедряемых ДОП-процессах.
  • Получение обратной связи. Любая реакция и информация, полученная после запуска сайта или системы, должна быть, по возможности, собрана и проанализирована.
  • Анализ пользовательских тенденций. Этап включает сбор и систематизацию данных о языковых или технологических трудностях целевой аудитории, которые могут повлиять и на дизайн разрабатываемого сайта.
  • Выбор методов разработки дизайна, ориентированного на пользователя.
  • Обеспечение подходов, ориентированных на пользователя.
  • Определение целей веб-сайта.
  • Анализ заинтересованных сторон.

 

Раздел 3. Критерии при выборе подрядчика для выполнения работ по созданию официального веб-сайта государственного учреждения.

3.1. При разработке дизайна современного государственного сайта необходимо учитывать следующие факторы:

  • Современные стандарты веб-дизайна;
  • Требования к сайтам со стороны действующего законодательства, например, обеспечение всеобщей доступности информации и защиты данных;
  • Цели заинтересованных сторон;
  • Выявленные потребностей пользователей;
  • Юзабилити-требования (например, сокращение объема страниц для более быстрой загрузки и т.д.);
  • Технические требования (например, оптимизация иллюстраций для отображения на мониторе, и т.д.);
  • Требования к функционалу сайта, а также необходимая поддержка пользователей по использованию такого функционала;

3.2. Перед началом разработки разработчики должны быть ознакомлены с целями сайта, документом, в котором изложено представление о сайте всех заинтересованных сторон — техническом описании, и с основными потребностями целевой аудитории.

3.3. Требования к техническому описанию работы:

Техническое описание проекта должно включать:

  • Пожелания Заказчика к дизайн-решению сайта, использованию символики, логотипов, гербов и других графических изображений.
  • Информацию о иерархии размещения материалов, навигационных элементах.
  • Информацию о сервисах, необходимых для эффективного выполнения задач, для которых создается веб-сайт.

3.4. Требования к подрядчику

Разработка дизайна сайта должная осуществляться профессиональными компаниями, работающими в области веб-дизайн и веб-проектирования.

Разработчик обязан:

  • Предоставить детальный проект разработки веб-сайта, включая смету разработки;
  • Назначить дизайнера и менеджера проекта;
  • Присутствовать на встречах для обсуждения хода работ;
  • Предоставить рекомендации и свои предыдущие работы.

3.5. Оценка веб-дизайна

Разработчик должен предоставить несколько вариантов макетов дизайна будущего сайта на выбор заказчика. На этом этапе разработчику должна быть предоставлена максимально подробная информация, которая будет размещена на сайте.

Реакция пользователей является одним из самых важных критериев оценки эффективности веб-дизайна. Получить такую реакцию необходимо как от конечных пользователей, так и от всех участников (заинтересованных сторон). Эта информация поможет улучшить выбранный дизайн не только с точки зрения юзабилити, но и с точки зрения достижения целей сайта, поставленных заказчиками, учреждением, организаторов кампании.

Карта сайта является ключевым элементом дизайна с понятной и удобной информационной архитектурой, при помощи которого пользователь может легко ориентироваться на сайте. Необходимо протестировать карту сайта по имеющимся пользовательским сценариям и попробовать найти более короткие и логичные пути по сайту.

Работа над веб-сайтом должна вестись постоянно с учетом следующих факторов:

  • информация на сайте должна постоянно обновляться;
  • меняются потребности пользователей;
  • меняются потребности участников (заинтересованных сторон);
  • появляются новые технологии, которые необходимо внедрять;
  • разрабатываются новые законы и регуляции, которые необходимо выполнять.

 

Раздел 4. Технические требования к разработке веб-сайта.

4.1. Первая страница

Первая страница сайта государственного учреждения должна быть репрезентативной, представлять сайт во всей его полноте информации и услуг. Она должна дать пользователю представление о навигационной структуре и имеющихся способах ориентирования на сайте.

Первая страница является инструментом одновременно и привлечения, и ориентации пользователя.

4.2. Веб-технологии

На государственных сайтах следует избегать предварительных анимационных, не несущих функциональной нагрузки страниц. Исключением могут быть сайты, посвященные отдельным социальным акциям, рассчитанным на молодежную аудиторию.

Современный сайт государственного учреждения должен предоставлять самый широкий спектр имеющихся форматов передачи информации, таких как QuickTime VR, видео, потоковое аудио или Flash-анимацию. При этом такой контент должен быть предложен пользователю для использования.

В соответствии с требованиями быстрой загрузки сайта и обеспечения общедоступности такой контент нельзя выносить на первую страницу. Доступность информации является важнейшей характеристикой сайта. Любая не HTML-информация (JavaScript, Java-приложения, аудио- и видеоклипы, Flash-анимация) должна быть расшифрована и представлена в альтернативном виде.

4.3. Доступность

Современный сайт государственного учреждения должен быть общедоступным (в том числе и людям с ограниченными возможностями), удобным и привлекательным.

Текстовые версии сайтов, особенно, если они сгенерированы автоматически, могут не удовлетворять потребности слабовидящих людей. Цели альтернативных версий сайта (как, например, текстовая версия) должны быть ясны, а сайты должны быть протестированы на предмет выполнения этих целей.

Текстовые версии сайтов должны обновляться одновременно с обычными и содержать полную и актуальную информацию.

4.4. Содержание веб-сайтов государственных учреждений

На веб-сайтах государственных учреждений следует размещать информацию, указывающую на безопасность предоставления личных данных пользователей.

Дублирование информации в разных разделах сайта недопустимо.

Содержание (контент) современного веб-сайта должен быть ориентированным на пользователя.

Текст для современного сайта государственного учреждения должен быть написан специально для Интернета и для аудиторий с различным уровнем подготовки и заинтересованности. Например, сайт общественной кампании не должен просто повторять текст бумажных брошюр или других традиционных носителей информации.

Язык текстов должен быть максимально понятным и простым – это обеспечивает доступность сайта, и помогает пользователям «сканировать» текст в поисках нужной им информации.

Современный сайт государственного учреждения должен иметь руководство по стилю для редактуры текстов с целью обеспечения максимального воздействия на читателя. Кроме того, такое руководство поможет выдержать единый стиль и качество текстов на всем сайте, оговаривая варианты написания тех или иных терминов.

Текст для веб-сайтов должен одновременно быть простым и вызывать доверие.

Современный сайт государственного учреждения должен обеспечить возможность эффективного поиска информации на нем. В случаях, когда необходим поиск по сайту, следует организовывать как специфический поиск, так и расширенный поиск по всей системе государственного учреждения. Кроме этого, следует организовать возможность сложного поиска не только по ключевым словам, но и по другим критериям, таким как дата, тема, департамент и т.д. Результаты поиска должны выводиться в наглядной и понятной форме.

При расчете скорости поиска и вывода его результатов (или скорости произведения любого действия на сайте) рекомендуется учитывать следующее:

  • 0.1 секунды являются пределом, когда реакция сайта для пользователя является мгновенной. В данном случае никаких дополнительных действий кроме вывода результатов на экран не требуется.
  • 1.0 секунда является пределом, который будет замечен пользователем, но не будет отвлекать от поиска.
  • 10 секунд – это максимальный предел, когда внимание пользователя можно удержать на диалоге. Если реакция сайта превышает 10 секунд, пользователь будет выполнять другие задачи в ожидании, когда компьютер справится с поставленной. Соответственно в этом случае необходимо указать, сколько времени потребуется для завершения этой задачи. Во время продолжительного поиска или другой реакции сайта на действия пользователя необходимо обеспечить пользователя обратной реакцией, дабы не оставлять его в неведении о состоянии сайта.

4.5. Разработка сервисов

Сервисы сайта государственного учреждения требуют выявления нужд пользователей и участников, а также установления процессов, которые смогут обеспечить удовлетворения этих нужд. При планировании сервисов необходимо учитывать:

  • вопросы безопасности
  • вопросы технической надежности
  • соответствие действующим законам о защите информации

Он-лайн услуги современного веб-сайта государственного учреждения должны быть надежно защищены.

На сайте государственного учреждения необходимо обеспечить безопасность и аутентификацию пользователей для организации он-лайн услуг.

Сайты государственных учреждений должны иметь надежный хостинг, использовать надежное оборудование, программное обеспечение и операционные системы совместимые с планируемой функциональностью сайта и законами о доступности информации.

Базы данных должны быть сделаны таким образом, чтобы сайт мог использовать их, они должны содержаться в защищенном окружении.

На качественном сайте государственного учреждения формы для заполнения должны отвечать нуждам заказчика, но быть понятны и удобны пользователям.

Системы сбора статистики должны выявлять этапы или поля, заполнение которых вызывает у пользователей трудности, чтобы оценить возможность внесения изменений или же удаления этих полей из формы.

При сборе личной информации в целях регистрации пользователя, кастомизации или транзакций, сайты государственных учреждений должны соблюдать законы о сборе и хранении личной информации.

Раздел 5. Заключительные положения

Веб-сайт государственного учреждения должен быть быстродействующим, обеспечивать безопасность данных пользователей, технически надежным.

Сайты, у которых несколько целевых аудиторий, должны предусматривать направление пользователей в различные разделы сайта, с различными видами навигации и различным контентом.

Современный государственный сайт должен использовать различные медиа-форматы (видео, аудио и дискуссионные группы), если они могут улучшить коммуникацию и сервис пользователей.
Кроме того, на сайте должны быть альтернативные форматы передачи той же информации для обеспечения ее универсальной доступности.

Сайт должен функционировать в контексте деятельности всей организации.

Помимо информационной функции, сайты могут обеспечивать и другие задачи. Например, назначение даты собеседования, получение консультативной помощи или финансирования, организация сообществ пользователей,
сбор информации о регионах, целевых аудитория и организациях.

Применяется в Проектировании интерфейсов

453
Контакты
Россия
129085, г.Москва, ул. Годовикова д.
9, стр. 2, подъезд 2.1, офис 2.22