У современного клиента очень высокие ожидания от каналов ДБО: он ожидает, что сможет в считанные секунды и находясь где угодно выполнить любую операцию со своими деньгами в банке. Поэтому на пользовательский опыт клиента влияют два ключевых показателя: функциональность канала, то есть набор возможностей, которые он предоставляет клиенту, и юзабилити, то есть его удобство. Именно поэтому мы строим свой ежегодный рейтинг мобильных- и интернет-банков на основе этих двух критериев.
Удобство мобильных приложений и интернет-банков важно не только для физических, но и для юридических лиц, по крайней мере, представителей малого бизнеса — а это обширный пласт банковских клиентов. Их опыт в банке как физического лица часто определяет их отношение к банку и влияет на желание завести в нем расчетный счет (подробнее об этом мы писали в статье «„Беспроблемный банк“: что представители микробизнеса хотят от банков»). Сейчас конкуренция банков за таких клиентов растет, некоторые даже предоставляют возможность завести счет дистанционно и практически мгновенно начать им пользоваться. Поэтому мы ожидаем, что ДБО для малого бизнеса начнут развиваться так же бурно, как сейчас развивается ДБО для физических лиц. С представителями крупного и среднего бизнеса всё обстоит немного иначе: главную роль играет возможность интеграции банковских сервисов с 1с и корпоративными системами бухгалтерии.
Большая проблема связана с развитием ДБО в регионах. Пока в регионах недостаточно развита инфраструктура: мало банкоматов, мало или совсем нет офисов крупных банков, многие магазины не оборудованы pos-терминалами, да и сами жители предпочитают использовать наличные. Возможно, ситуация постепенно изменится к лучшему за счет изменений законодательства. Например, после внедрения Единой биометрической системы любой человек сможет стать клиентом любого банка без посещения офиса, а это значит, что удобство каналов ДБО станет играть еще бо́льшую роль, чем сейчас.
Эти и другие проблемы развития ДБО Дмитрий Сатин (партнер USABILITYLAB), Андрей Бухтияров (основатель онлайн-приложения Совкомбанка), и Максим Болышев (заместитель директора департамента банковского ПО RS-Bank, R-Style Softlab) обсудили в программе Кирилла Токарева «Дело».