Во время Хэллоуина приличные люди готовы стать зомби и гулять с ведьмами. А поскольку фантазии и умения на создание костюмов хватает не у всех, для магазинов одежды и карнавальных костюмов наступает самое горячее время. На днях я заглянул в несколько таких интернет-магазинов, чтобы подобрать себе что-нибудь интересное, и теперь готов поделиться своими впечатлениями. Я расскажу об интерфейсных проблемах, связанных с каталогом, поиском и фильтрацией товаров. И обязательно в каждом блоке похвалю того, у кого есть удачные, на мой взгляд, решения.
Дисклеймер: обзор ни в коем случае не претендует на полноту и энциклопедичность, но я думаю, что он все равно полезен. Ведь не зря же я проектирую интерфейсы уже много лет.
Мужское, женское, детское, Хэллоуин
Как правило, на сайтах костюмов товары для празднования для Хэллоуина выносятся в специальный раздел — это удобно, а еще полезно для SEO. Но иногда это приводит к курьезам. На некоторых сайтах все товары в разделе со страшными нарядами оказываются свалены в кучу: тут и мужские костюмы, и женские чулки, и ползунки с вышитыми привидениями. Предположим, мне нужен мужской костюм вампира. Как найти нужное, если фильтров или рубрикатора нет?
Даже если в разделе с товарами для хэллоуина будет разделение костюмов на мужские и женские, можно столкнуться с откровенной гендерной дискриминацией. Товаров для мужчин может быть меньше, а категории —скучнее
Кажется, что лучше всего размещать фильтры сверху. Так они сразу заметны. При размещении в левой колонке сайта они оказываются настолько далеко внизу, что об существовании так можно никогда и не узнать.
Налезет или не налезет?
Я скажу очевидную на первый взгляд вещь: карнавальный костюм — это в первую очередь костюм, одежда, и у него, как у одежды, есть размер. Вот только с выбором размера на сайтах с костюмами просто беда. Хорошо, если где-то на пятом экране будет запрятан фильтр, где размеры одежды перемешаны с ростом и возрастом. Но ведь на некоторых сайтах и такого нет, и приходится открывать каждый понравившийся костюм в отдельной вкладке и в очередной раз убеждаться, что твоего любимого 58го размера в продаже нет, а есть только 42й.
Ладно, давайте теперь посмотрим на решение, которое выглядит удачным: разместить фильтр по размерам на видном месте, показывать размеры при наведении курсора. Но почему-то это мало где реализовано.
Я иду искать… Или снова о фильтрах
В какой-то момент мне надоело искать костюм через каталог, слишком уж выбор велик. И тут мне пришла в голову гениальная идея: хочу быть зомби! Отлично, иду в интернет-магазин хэллоуинских костюмов и ввожу в поиск «костюм зомби». И тут оказывается, что поиск — это одно из самых страшных мест на таких сайтах, там легко заблудиться и погибнуть под горой найденных товаров, пусть и релевантных в большинстве случаев.
Проблема всё та же: фильтрация. Зачем мне вперемешку маски, окровавленные повязки и пластмассовые ноги для костюма зомби, если мне нужен целый мужской костюм? Где все мои любимые фильтры? Ну хотя бы по полу…
Если же фильтры все-таки есть, то тут неосторожного путника подстерегает другая опасность: чрезмерная фильтрация, просто горы опций, а самые важные из них (пол, размер, цена) оказываются где-то далеко-далеко внизу. Выглядит это массивно, как меню сайта, смотреть туда совершенно не хочется — зачем мне меню, когда я воспользовался поиском?
Хороших решений я здесь не нашел. Поэтому от лица себя как пользователя очень прошу: не забывайте о фильтрах, но подбирайте при этом адекватные их наборы.
А можно пощупать?
В костюме важны все детали, от шляпы и перчаток до платья и туфель. Если шляпа, например, подходит для всех приличных скелетов, то платье надо еще найти и подобрать. Подобрать так, чтобы в костях не жало и смотрелось не совсем могильно, но достаточно убойно.
Довольно часто, и это стало хорошей практикой в магазинах, наряду с фотографией костюма его показывают на модели в разных ракурсах. К сожалению, никто не указывает параметры модели, и точно оценить, как костюм будет сидеть, не получается. Поэтому очень хочется заказать понравившийся товар хотя бы в двух размерах, чтобы его примерить, но непонятно, то ли магазины не дают такой возможности, то ли просто тщательно прячут информацию о ней.
Лучше всего будет все-таки разрешить страждущему покупателю примерить костюм, и написать об этом прямо на карточке товара. Да, есть риски, что возрастет нагрузка на курьерскую службу, зато, возможно, возвратов будет меньше. А то покупаешь себе костюм вроде бы нужного размера, а он местами жмет, местами топорщится.
Эпилог
Даже монстрам, таким, как я, важно, чтобы костюмчик сидел. Поэтому здесь я рассказал о тех моментах, которые мне показались самыми значимыми: поиск, каталог, фильтры по полу и размерам, фотографии с разных ракурсов и возможность примерки. Позаботьтесь об удобстве ваших сайтов. Создайте людям праздничное настроение, облегчите процесс выбора — и они к вам обязательно вернутся за костюмами Деда Мороза и Снегурки для себя, а заодно и зайчика на утренник для детишек.