Как проектировать мобильные приложения для детей с учетом детской психологии

06 Июнь

Особенности психики детей разных возрастов

Двухлетний ребенок отличается от пятилетки значительно сильнее, чем взрослые с аналогичным возрастным промежутком. Основные отличия в развитии, которые стоит учитывать при создании интерфейсов, мы собрали в таблице ниже.

До года 1-3 года 3-5 лет 5-7 лет
Самостоятельность Нет Нет Желаема Да
Умение читать Нет Нет Нет Плохо
Устойчивость внимания Нет 0,5 — 5 минут, легко отвлекается До 10 минут До 30 минут
Моторика Плохо развита Плохо развита Развивается Развита хорошо
Мотивация Общение со взрослым Общение со взрослым Быть самостоятельным Достижения, соблюдение правил

За первые 7 лет жизни увеличивается устойчивость внимания и растёт самостоятельность ребенка. Например, дети до 3 лет могут пользоваться мобильным устройство только при помощи взрослого, поэтому в приложении для детей этого возраста важно продумать, как предотвратить случайный выход из приложения.

Несмотря на улучшение навыков говорения, не все дети в возрасте от 5 до 7 лет умеют хорошо читать. Это совсем не учитывают разработчики приложений, которые пишут инструкции для игр.

 

                              Пример текстовой инструкции в игре Kids Coloring World: сложная грамматическая конструкция в тексте

 

Вместо текстовых инструкций лучше использовать анимации, показывающие ребенку, как нужно взаимодействовать с элементами на экране. Например, можно нарисовать руку, выполняющую нужный жест, как это сделано в игре Rhino Hero.

Дети до года

Очевидно, что маленькие дети взаимодействуют с приложением исключительно под надзором родителей. При этом дети в этом возрасте не понимают, что происходит на экране — им просто нравится получать обратную связь от своих действий. Мелкая моторика в этом возрасте отсутствует, всё, что может делать младенец — это нажимать на экран, причем часто всей ладонью, или трясти устройство. Зная это, можно вывести простые требования к приложению для детей этого возраста:

  • обеспечьте насыщенную звуковую и визуальную обратную связь на прикосновения к экрану и на движения устройства;
  • решите, как приложение будет вести себя, если ребенок нажмет на несколько точек на экране сразу — распознает это как несколько прикосновений или выберет какое-то одно;
  • из-за хаотичных действий ребенка велик риск случайного выхода из приложения, поэтому заблокируйте такую возможность.

Дети 1-3 года

Детям этого возраста важно общаться со взрослыми и в общении познавать мир. Под руководством родителей или старших детей они могут научиться совершать простые действия в интерфейсе, особенно ближе к трем годам — все мы неоднократно слышали от своих знакомых с детьми рассказы о том, как их ребенок умеет запускать свои игры на телефоне, хотя еще не умеет читать. При этом такие дети ориентируются на знакомые формы, элементы, последовательности действий. Если отработанная последовательность действий нарушается, ребенок оказывается потерян и не может самостоятельно решить задачу.

Желательно в приложениях для детей этого возраста не использовать главное меню — лучше будет, если сразу после запуска ребенок сможет начать игру. Дело в том, что маленькие дети не понимают концепцию “меню”, особенного имеющего сложную иерархию. Им хочется взаимодействовать с интерфейсом и получать обратную связь от своих действий. В приложении они будут хаотично нажимать на все элементы, которые привлекут их внимание. Если в приложении будет традиционное меню с главной кнопкой “играть” (“смотреть”) и несколькими второстепенными (настройки, переход к покупкам дополнительных уровней и т.п.), велик шанс, что ребенок нажмет неправильную кнопку и в лучшем случае просто “заблудится” в интерфейсе и не сможет играть дальше, а в худшем — нечаянно выйдет из приложения и отправит тысячу пустых сообщений всему списку контактов родителя.

По этой же причине лучше не использовать баннерную и тем более видеорекламу в приложениях для детей этого возраста (хотя эта рекомендация и не понравится многим разработчикам). Баннеры занимают значительное место в нижней части экрана и они визуально привлекательны. С большой долей вероятности ребенок нажмет на рекламу, выйдет из приложения и не сможет вернуться обратно. А видеореклама содержит контент, не всегда подходящий для маленьких детей, что будет раздражать родителей, при этом, чтобы закрыть ее, как правило, нужно нажать на малозаметный крестик в углу экрана — действие, для детей в возрасте до пяти лет в принципе недоступное.

Коротко о главном:

  • по возможности не используйте главное меню — давайте возможность сразу начать играть;
  • давайте четкую визуальную и звуковую обратную связь от действий, обеспечьте ее консистентность (один и тот же элемент всегда ведет себя одинаково);
  • продумайте, как обрабатывать множественные нажатия;
  • исключите возможность случайного выхода из приложения.

Дети 3-5 лет

Ребенку в этом возрасте очень хочется быть самостоятельным, но при этом он все равно нуждается в поддержке взрослого.

Хочется быть хорошими. Важно воспроизведение простых хороших знакомых ситуаций. Не умеют читать, поэтому важна озвучка. Хвалить за правильные действия, хвалить за то, что молодец (не за достижения). Положительная обратная связь: озвучка, положительные эмоциональные реакции персонажей на экране, визуальные изменения на экране.

Плохо отличают значимое от незначимого: нужно четко обозначать, на что можно и нужно нажимать. Если в меню больше 3-4 крупных элементов, дети путаются. В приложениях для маленьких детей лучше, чтобы элементы они выполняли одну и ту же функцию, а остальные лучше спрятать.

Не использовать мультитач.

Не понимают иконки.

Дети 5-7 лет

Более самостоятельный, но правильнее считать, что читать он не умеет или читает очень плохо.

Очень устойчивое внимание, могут удерживать внимание не меньше получаса.

Основная мотивация — достижения и соблюдение правил.

Знают, где игры на планшеты, умеют ходить по меню. Совместные игры.

Нужны задачи, которые требуют ловкости. Хвалить за реальные достижения: самые быстрые, меньше всего ходов и т.п.

Если вы хотите, чтобы мы провели юзабилити-аудит вашего сервиса или спроектировали новый интерфейс — оставьте заявку на сайте.

Подписывайтесь на наш Телеграм, чтобы не пропустить выход новых полезных статей!


196
Контакты
Россия
129085, г.Москва, ул. Годовикова д.
9, стр. 2, подъезд 2.1, офис 2.22