Новое приложение Газпромбанка: критический обзор

26 Июль

                                                                                Газпромбанк рекламирует новое приложение через Facebook

 

Изменения к лучшему

Для начала отметим, что приложение стало действительно удобнее. Например, проще стала навигация. Все продукты (карты, вклады, кредиты и т. п.) теперь собраны на первом экране, а не на нескольких разных, как было раньше. За счет этого уменьшилось количество пунктов в боковом меню.

                                                                                                    Главный экран обновленного приложения

 

Сами продукты получили понятные названия: «Кредитная карта», «Дебетовая карта», «Банковский счёт». Это сильно облегчает жизнь пользователям. Раньше пользователь мог различать карты только по номерам и балансу, что создавало ему трудности, если у него в банке было несколько карт.

Разработчики дали пользователям возможность переходить к оплате услуг не только из раздела «Платежи», но и с экрана карты. Это удачное решение, поскольку соответствует логике пользователя. На юзабилити-тестированиях других банковских приложений мы много раз убеждались, что, желая оплатить услугу с карты, незнакомый с интерфейсом пользователь идет именно на экран карты, а не в раздел в приложении.

                                                       Все частотные операции, которые можно совершить с картой, собраны на одном экране

 

Наконец, к радости пользователей, в приложении появилась возможность настроить вход по отпечатку пальца. Правда, с реализацией этой настройки есть некоторые юзабилити-проблемы, на чем мы подробнее остановимся дальше.

Конечно, это не все доработки и изменения. Мы разобрали только некоторые из них. Видно, что разработчики проделали большую работу, и приложение Газпромбанка, в этом и прошлом году занимавшее последнее место в нашем юзабилити-рейтинге, наконец стало лучше.

Дальше мы разберем несколько юзабилити-проблем, которые встречаются в обновленном приложении. Кроме того, мы изучили типичные проблемы и удачные решения приложений других банков из наших отчетов по юзабилити-рейтингу и ежемесячному мониторингу обновлений, чтобы на их примере показать, как можно еще улучшить приложение Газпромбанка.

Авторизация в приложении и настройка входа по отпечатку пальца

Как мы писали выше, у пользователей приложения появилась возможность настроить вход по отпечатку пальца. Но пользователи могут об этом никогда не узнать, потому что возможность включить эту функцию спрятана в разделе «Настройки» > «Безопасность» > «Вход по отпечатку пальца», и больше о ней нигде не сообщается, даже при первом входе в приложение.

                                                                                                    Настройка входа по отпечатку пальца

 

Кроме того, с авторизацией в приложении связана еще одна мелкая проблема. Если пользователь выполнял ранее вход в приложение, то при повторном открытии ему предлагается снова выбрать вариант действий: регистрация или вход.

 Этот экран одинаков для зарегистрированных и незарегистрированных пользователей. И нигде не говорится о возможности входа по отпечатку пальца

 

Рекомендация: После регистрации или при первом запуске после обновления предлагать пользователю настроить вход по отпечатку пальца или короткому коду. В остальных случаях отображать экран ввода пароля с ссылкой на восстановления доступа для тех, кто забыл пароль.

Подобная последовательность действий используется в приложении «Промсвязьбанка» — пользователю сразу после ввода логина и пароля предлагается установить короткий код и сообщается, для чего он нужен.

                  Настройка короткого кода в приложении Промсвязьбанка (слайд из отчета по рейтингу мобильных банков-2018)

Переход к оплате услуг

В обновленном «Газпромбанка» перейти к оплате услуг или переводу можно с экрана карты. Это хорошая практика, которая позволяет пользователям заранее выбрать продукт для списания средств.

Оплатить услуги можно и с экрана «Платежи и переводы», но тут пользователю для выполнения частотных операций придется сделать лишнее действие: выбрать тип операции («Платежи» или «Переводы») для перехода в каталог. Например, если клиент хочет оплатить «Мобильную связь», то с экрана «Платежи и переводы» надо перейти в раздел «Платежи» и там выбрать нужную категорию.

                                                                                Экран «Платежи и переводы» в приложении Газпромбанка

 

Это некритичная проблема, но ее можно избежать, если вместо крупной и неинформативной картинки отображать некоторые наиболее востребованные категории платежей (или переводов в соответствующем блоке на экране). Так делается, например, в приложении Тинькофф Банка. Такое решение хорошо тем, что пользователь сразу получает представление о том, какие операции он может совершить в каждом разделе.

                                       Пример выноса основных категорий на главный экран «Платежи и переводы» в банке «Тинькофф»

 

Рекомендация: на экране «Платежи и переводы» для платежей отобразить наиболее популярные категории, а для переводов — их наиболее популярные способы, например, «с карты на карту».

Ввод реквизитов

Иногда при вводе реквизитов пользователи делают опечатку. Неправильно заполненные поля система подсвечивает красным и деактивирует кнопку перехода к оплате, но при этом не показывает никаких сообщений с объяснением причины ошибки. В результате пользователь может не понять, почему кнопка дальнейшего перехода к оплате неактивна и что следует исправить в введенных данных.

Экран оплаты ЖКХ. Верхние два поля заполнены некорректно, но догадаться об этом можно только по изменению цвета линий с синего на красный. Сообщений об ошибке нет

 

Рекомендация: не только выделять некорректно заполненное поле, но и показывать пользователю сообщение с описанием сути ошибки.

Удачных решений этой проблемы у конкурентов мы пока не встречали. Отсутствие корректных формулировок в том или ином виде встречается во всех приложениях, которые мы исследовали в ходе составления юзабилити-рейтинга. Например, в приложении «Росбанка» при некорректном вводе периода платежа отображается ошибка «Недопустимое сообщение» без отображения причины ошибки и способов её устранения.

                                                                    Неинформативное сообщение об ошибке в приложении «Росбанка»

 

Ввод суммы добровольного страхования при оплате ЖКХ

При оплате ЖКХ в приложении Газпромбанка сумму добровольного страхования требуется вводить в копейках. Например, чтобы оплатить 1 рубль 12 копеек, нужно ввести в поле «сумма страхования» число 112. Это непривычный формат, поэтому есть риск, что пользователи не заметят это требование и в результате оплатят страховку некорректную сумму.

                                     Ввод суммы добровольного страхования при оплате «ЖКУ ЕИРЦ Москва» в приложении Газпромбанка

 

Рекомендация: дать пользователю возможность вводить страховую сумму в рублях, например, как это сделано в  приложении ЮниКредит Банка.

                                                                Ввод суммы добровольного страхования в приложении ЮниКредит Банка

Выбор вида платежа при оплате коммунальных услуг

В некоторых случаях пользователь должен указать вид платежа, введя в поле соответствующую цифру. Перечень видов платежей и соответствующих им цифр расположен под полем ввода. Требование указывать выбор поставщика именно в таком формате затрудняет пользователю выполнение задачи: он должен прочитать список, запомнить нужную цифру и не сделать опечатку при ее вводе.

                                                        Выбор типа платежа при оплате коммунальных услуг в приложении Газпромбанка

 

Рекомендация: дать пользователям возможность выбирать вид платежа из списка вариантов, не используя цифру, например, как сделано в приложении банка Тинькофф.

                                                                 Выбор типа платежа из списка текстовых значений вместо ввода цифры

 

Выбор оператора при оплате сотовой связи

Для оплаты сотовой связи пользователь обязательно должен указать оператора, в то время как система могла бы определять оператора автоматически. Это сильно затрудняет задачу для пользователей, особенно в последние годы, когда после появления возможности перейти к другому оператору без смены номера угадать оператора по префиксу бывает сложно. Даже при беспроблемном варианте, когда оператор точно известен, пользователю придется выполнять больше действий для совершения оплаты.

                                                                                                    Просмотр категории «Мобильная связь»

 

Рекомендация: реализовать возможность автоматического определения оператора по номеру телефона с возможностью смены определенного оператора. Например, в приложении «РайффайзенБанка» оператор мобильной связи определяется автоматически после ввода пользователем номера телефона.

Автоматические определение оператора в приложении«Райффайзенбанка» (слайд из отчета по рейтингу мобильных банков-2018)

 

Другие проблемы

Юзабилити-проблемы встречаются и в других сценариях, таких как просмотр информации по карте или истории операций. Ниже приведены примеры таких проблем:

Пользователи могут не понять, как открыть новую карту или счёт с помощью приложения, поскольку значок «+» присутствует только у блока вкладов.

                                                                                              Экран просмотра счетов и карт пользователя

 

Ряд проблем связан с историей операций по карте. Непонятно, как перейти от просмотра нескольких последних операций к просмотру всех, и неизвестно, возможно ли это. Карточка с описанием каждой операции не очень информативная и при этом очень большая: чтобы просмотреть несколько последних операций, приходится долго листать экран. Названия некоторых операций непонятны: например, что такое «изменение баланса» на 59 рублей? (Мы не уверены, но предполагаем, что это какие-то комиссии). Наконец, из истории операций невозможно повторить платеж, хотя, по нашему опыту наблюдения за респондентами на юзабилити-тестированиях, это довольно распространенный сценарий.

                                                            Просмотр списка последних операций по карте в приложении «Газпромбанка»

 

На экране блокировки карты, который называется «Заблокировать», довольно значительную часть экрана занимает иллюстрация с «галочкой», которая обычно означает успех проведения операции. Поэтому есть риск, что часть пользователей решат, что карта уже заблокирована. Кроме того, на экране отсутствует описание того, что произойдет с картой, если её заблокировать — нельзя будет оплачивать товары, карта будет недоступна для использования и т. д.

                                                                                    Экран «Заблокировать» в приложении «Газпромбанка»

 

Заключение

Помимо Газпромбанка, как минимум два банка (Сбербанка и МКБ) за последний месяц запускали рекламу с описанием обновлений их мобильных приложений. Это важно, поскольку видна новая тенденция: банк выставляет в качестве конкурентного преимущества не только условия по картам, вкладам или кредитам, но и удобство сервисов ДБО. При этом банки активно работают с обратной связью своих клиентов: они приглашают их оставлять комментарии, которые учитывают в следующих обновлениях.

                                                                                              Реклама обновленного приложения Сбербанка

 

Новая версия приложения Газпромбанка, безусловно, лучше предыдущей. Но, как мы увидели, в ней по-прежнему есть множество юзабилити-проблем разной степени критичности. Чтобы достоверно выявить проблемы и оценить их критичность, нужно провести юзабилити-тестирование, а для быстрого анализа ситуации подойдет экспертная оценка.

Чтобы не отставать от конкурентов, нужно не только своевременно находить и устранять юзабилити-проблемы, но и отслеживать удачные решения, реализованные в приложениях других банков. Мы уже делаем эту работу для некоторых крупнейших российских банков: отправляем им ежемесячные отчеты о мониторинге функциональности банковских приложений, где описываем их обновления и потенциальные юзабилити-проблемы.

Мы надеемся, что Газпромбанк не остановится на достигнутом, и это обновление интерфейса — не последнее. То, насколько их приложение стало удобно для пользователей, мы увидим в следующем году, когда будем проводить юзабилити-тестирования для создания очередного рейтинга мобильных банковских приложений. В этом году приложение Газпромбанка занимало в рейтинге последнюю строчку, и следующей весной мы узнаем, удалось ли им улучшить свои позиции.

Если вы хотите, чтобы мы оценили ваш интерфейс или спроектировали новый, оставьте заявку на сайте.

Подписывайтесь на наш Телеграм, чтобы не пропустить выход новых полезных статей!


960
Контакты
Россия
129085, г.Москва, ул. Годовикова д.
9, стр. 2, подъезд 2.1, офис 2.22