Создание проектных решений – третья ключевая активность в процессе человеко-ориентированного проектирования (Human-Centered Design) согласно стандарту ISO 9241-210. На этом этапе команда трансформирует понимание контекста использования и требования пользователей в конкретные проектные решения, которые будут удовлетворять потребности пользователей и достигать бизнес-целей.
Ключевые задачи этапа:
- Генерация разнообразных идей и концепций, отвечающих требованиям пользователей
- Трансформация идей в конкретные проектные решения
- Создание прототипов различного уровня детализации для тестирования концепций
- Итеративное улучшение решений на основе обратной связи
- Согласование пользовательского опыта во всех точках взаимодействия с продуктом
- Учет технических ограничений и возможностей при проектировании
Риски неправильного прохождения этапа:
- Создание решений, не соответствующих реальным потребностям пользователей
- Пропуск инновационных подходов из-за слишком раннего фокуса на конкретном решении
- Разработка нереализуемых или экономически невыгодных концепций
- Непоследовательный или фрагментированный пользовательский опыт
- Игнорирование обратной связи и упущение возможностей для улучшения решений
Признаки начала этапа
Когда необходимо приступать к созданию проектных решений:
- Сформулированы и приоритизированы требования пользователей
- Определены ключевые сценарии использования продукта
- Установлены критерии успеха для проектных решений
- Согласовано видение продукта между различными стейкхолдерами
- Сформирована команда с необходимыми компетенциями для проектирования
- Определены технические и бизнес-ограничения для проектных решений
Предварительные условия для успешного старта:
- Доступ к документации с требованиями пользователей и описанием контекста использования
- Вовлечение мультидисциплинарной команды (дизайнеры, разработчики, бизнес-аналитики)
- Методология и инструменты для проектирования и прототипирования
- Установленные процессы для итеративного улучшения решений
- Доступ к пользователям для тестирования и получения обратной связи
Бизнес-ценность этапа
Качественное создание проектных решений имеет прямое влияние на бизнес-показатели:
- Повышение конкурентоспособности – создание уникальных и инновационных решений
- Ускорение вывода продукта на рынок – снижение количества итераций на этапе разработки
- Увеличение конверсии и вовлеченности – интуитивно понятные и эффективные интерфейсы
- Рост лояльности пользователей – позитивный опыт взаимодействия с продуктом
- Снижение затрат на разработку – выявление проблем на этапе прототипирования, а не после реализации
- Оптимизация ресурсов – фокус на решениях с наибольшей ценностью для пользователей
- Повышение эффективности команды – единое понимание проектных решений всеми участниками процесса
Рекомендованная последовательность методов
Для эффективного создания проектных решений рекомендуется следующая последовательность применения методов:
Шаг 1: Генерация идей и концепций
Цель: Разработать широкий спектр потенциальных решений, отвечающих требованиям пользователей
- Брейнсторминг – коллективная генерация большого количества идей без критической оценки
- Дизайн-мышление – структурированный подход к созданию инновационных решений с фокусом на пользователя
- Дизайн-спринт – интенсивный пятидневный процесс для быстрой разработки и проверки идей
Бизнес-результат: Создание разнообразных и инновационных идей, которые потенциально могут стать основой для уникального конкурентного преимущества и повышения ценности продукта для пользователей.
Шаг 2: Проектирование интерфейсов и взаимодействия
Цель: Трансформировать концепции в конкретные проектные решения, учитывающие принципы юзабилити и пользовательского опыта
- Информационная архитектура – создание логичной структуры информации и навигации
- User Flow – проектирование последовательности шагов пользователя для выполнения задач
- Вайрфреймы (Wireframes) – разработка схематичной структуры интерфейса без визуального оформления
- Прототипирование (Prototyping) – создание интерактивных моделей продукта для тестирования
- Дизайн-система (Design System) – разработка стандартизированных компонентов и принципов дизайна
- Визуальный дизайн (Visual Design) – проработка эстетических аспектов интерфейса (цвета, типографика, иконки)
Бизнес-результат: Разработка последовательных и целостных проектных решений, которые обеспечивают позитивный пользовательский опыт и эффективно достигают бизнес-целей, повышая конверсию и удовлетворенность пользователей.
Шаг 3: Тестирование и итерация прототипов
Цель: Проверить разработанные решения с пользователями и внести необходимые улучшения
- Инструментарий оценки желательности Microsoft – оценка эмоциональной привлекательности различных концепций
- Тест первого клика – проверка интуитивности навигации и доступности ключевых функций
- Пятисекундный тест – оценка первого впечатления и понятности интерфейса
- Немодерируемое юзабилити-тестирование – масштабное тестирование с большим количеством пользователей
- Модерируемое юзабилити-тестирование – глубокое изучение взаимодействия пользователей с прототипами
- Парные сравнения – сравнение альтернативных вариантов дизайна
- Эвристическая оценка – экспертная проверка интерфейса на соответствие принципам юзабилити
Бизнес-результат: Выявление и устранение проблем на ранней стадии, что значительно снижает затраты на последующие изменения и повышает качество конечного продукта.
Признаки успешного прохождения этапа
Ключевые индикаторы:
- Наличие проектных решений, отвечающих всем ключевым требованиям пользователей
- Положительные результаты тестирования прототипов с представителями целевой аудитории
- Согласованность решений между различными частями продукта и точками взаимодействия
- Учет технических ограничений и возможностей в проектных решениях
- Инновационные подходы, создающие конкурентное преимущество
- Баланс между потребностями пользователей и бизнес-целями
Основные артефакты:
- Спецификации пользовательского интерфейса
- Спецификации взаимодействия пользователя с системой
- Прототипы различного уровня детализации
- Результаты тестирования и итерации проектных решений
- Дизайн-системы и руководства по стилю
- Детальные макеты и дизайн-спецификации для разработки
Переход к следующему этапу
Создание проектных решений подготавливает основу для следующей активности – оценки проектных решений. Для обеспечения эффективного перехода важно:
- Подготовить проектные решения к систематической оценке с участием пользователей
- Определить методы и критерии оценки, соответствующие требованиям пользователей
- Обеспечить доступность всей необходимой документации для оценки
- Вовлечь в процесс оценки представителей различных дисциплин (дизайн, разработка, бизнес)
- Создать механизмы для итеративного улучшения решений на основе результатов оценки
Качественное создание проектных решений является ключевым фактором успеха продукта. Этот этап трансформирует требования пользователей в конкретные решения, которые будут определять опыт взаимодействия с продуктом и его восприятие пользователями. Инвестиции в качественное проектирование и прототипирование значительно снижают риски и затраты на последующих этапах разработки.
Следующий шаг
Напишите нам в Телеграм https://t.me/usabilitylab , чтобы согласовать время встречи (онлайн или лично). По итогам мы подготовим коммерческое предложение, учитывающее специфику вашего бизнеса.
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал — анонсы мероприятий, кейсы и статьи, расписание нашей Школы, и многое другое.